Десятилетие детства Десятилетие детства
Лицензия СМИ
№04-23858 от 27.04.2020

Официальный cайт СЖР
© 2015-2020
16+
Parentsbe.com При поддержке Parentsbe.com

Социальной сфере предложен институт «трудовых тьюторов»

Социальной сфере предложен институт «трудовых тьюторов» "Мы дали название новому движению "профессиональных сталкеров" - Ирина Дрозденко, заместитель председателя РО Ленинградской области Союза женщин России.

Настоящим открытием для социальной сферы стала принципиально новая специализация – точнее, миссия "трудового тьютора". Пока этот проект, предложенный заместителем председателя регионального отделения Ленинградской области СЖР, руководителем Мультицентра социальной и трудовой интеграции во Всеволожске, председателем Совета благотворительного фонда "Место под солнцем" Ириной Дрозденко, работает исключительно в рамках президентского гранта для воспитанников руководимого ею учреждения.

О какой миссии идёт речь

"Мы ввели новое понятие. "Трудовой тьютор" – специалист по сопровождению работника с инвалидностью в период его адаптации на рабочем месте. Важно, что услуги, которые он оказывает не идентичны социальным услугам, оказываемым социальным педагогом. Социальный педагог курирует все, что связано с бытом, с организацией и ведением своего хозяйства, с коммуникацией вне работы, – говорит Ирина Дрозденко об особенностях новой специализации. – А "трудовой тьютор" – это специалист, который помогает выстроить коммуникацию с работодателем и коллективом, спланировать и совместно освоить маршрут: "дом – работа, работа-дом", организовать питание на рабочем месте, сориентировать по другим человеческим потребностям. Но главное, отследить исполнительскую дисциплину и соблюдение рабочего графика".

Продумать и организовать все действия таким образом, чтобы человек с нарушениями интеллектуального развития мог соответствовать простейшим задачам:

"Спрашиваю тьютора: почему Вы только один маршрут отработали, без вариантов. А если автобус не пришел… нужно же знать, как ещё можно добраться до работы. Вместе с ребятами они ездят на электричках и автобусах, заучивая схемы, фотографируя номера и расписание. Как правило, нашим выпускникам хватает пары «уроков», чтобы самостоятельно выучить дорогу, так как изначально мы подбираем работу недалеко от места проживания".

В основе проекта – запрос

Трудовое тьюторство задумано и не по аналогии с образованием, где услуга заключается в физическом сопровождении ребенка в образовательном учреждении. Это новая социальная технология интеллектуального сопровождения, необходимая физически сохранным людям с низким уровнем социального развития и опыта внестационарного проживания….современным Маугли, прожившим большую часть жизни в "закрытых" стационарах (такими до недавнего времени были областные детдома и психоневрологические интернаты).

"Мы постарались понять, какого звена не хватает для надежного, устойчивого трудоустройства, – говорит Ирина Дрозденко о причинах появления нового вида сопровождения. – Для нас ответ был очевиден: не достаёт специалиста, который мог бы приезжать на рабочее место, не просто познакомиться с работодателем, а установить личный контакт, выстроить доверительные отношения, проговорить особенности своего подопечного, определить оптимальные условия его комфорта и защищенности, таким образом, чтобы это негативно не повлияло на всех остальных членов коллектива. По сути, это сталкер, проводник за которым идет другой человек в неизведанное для обретения".

Разумеется, у есть требования к такому специалисту – это должен быть зрелый человек с жизненным и профессиональным опытом за плечами.

"Нельзя, чтобы это были студенты, как это делается в большинстве проектов, – поясняет она. – Дело в том, что есть некое недопонимание ситуации, потому что инвалид – это слишком широкое понятие. Есть люди, имеющие инвалидность, с которыми мы общаемся, и нам в голову не придёт, что это инвалид. Это абсолютно самодостаточные, самостоятельные люди, даже если они на инвалидных колясках. Мы же говорим о таких людях, о которых необходимо заботиться как о детях, сопровождение которых требует постоянной включенности 24 х 7, по крайней мере в начале пути".

Как это работает

"Когда говорим о воспитанниках Мультицентра – людей с 1 и 2 степенью автономности, зачастую это минимальная поддержка со стороны трудовых тьюторов. Это может касаться простого совета: как, например, складывать инструмент или оборудование, чтобы бригадир не ругался. Или – где переодеваться в рабочее, чтобы не смущаться самому и не смущать окружающих. Это разовая ситуация. У человека не было собственного опыта, он его приобрёл, и потом может самостоятельно повторить», – говорит Ирина Дрозденко об основной миссии тьютора. – Трудовой тьютор – это координатор, который осуществляет взаимодействие по вопросам трудовой деятельности. Все, что сопряжено с распорядком дня, организацией рабочего места, питания в течение рабочего дня – это в поле зрения трудового тьютора".

Случается, возникают в коллективе конфликты, и тогда тьютору предстоит состыковать непосредственного начальника при необходимости с психологом, юристом или социальным педагогом, в зависимости от возникшей проблемы.

Легко ли найти тьютора

Долго искать тьюторов не пришлось, они "выросли" из проектной деятельности социально ориентированных НКО.

"К нам пришли воспитанники, за которыми когда-то по разным проектам, были закреплены петербургские и областные взрослые волонтеры, – рассказала Ирина Дрозденко. – Они друг друга даже не знали, но были привязаны к этому человеку, когда он был ребёнком. А после его 18-летия, с ужасом поняли, что в детдоме его больше нет. Принялись искать, а когда узнали, что он в Мультицентре, примчались знакомиться".

Проще говоря, прежние их "мамы" пришли к мультимаме и вместе с детьми стали одной семьёй, поделили между собой нагрузку. На каждого трудового тьютора приходится в среднем по 12 воспитанников.

"У нас появились единомышленники, которых заинтересовала такая идея. Например, одна из них – Людмила Вставская приехала из Новосибирска, где была волонтером в благотворительной организации. Другая – Мария Черешнева, имея за плечами многолетний опыт в различных организациях социальной сферы, завершала учебу в РГПУ им. А.И. Герцена по специальности психолог-социальный педагог. Мы пригласили коллег в наш проект «Три шага на пути к самостоятельной жизни», и логично его продолжить на 2021 год. Мы уже подали очередную заявку, но пока не знаем результата", – поясняет Ирина Григорьевна.

У неё – государственный образ мышления. Всегда думает, а что будет дальше – через три, пять, десять лет, анализирует, планирует. Она уверена, что региональная модель «МУЛЬТИЦЕНТР» комплексного сопровождения людей с инвалидностью в сфере профессиональной реабилитации будет востребована нашим государством как эффективная, малобюджетная и главное, возвращающая людей в полноценную жизнь, наполненную смыслом и созиданием.

Автор: Евгения Дылева

Фото: Валентин Илюшин