Воспитание детей - дело всего общества

Воспитание детей - дело всего общества


Воспитание детей - дело всего общества

22-28 марта в Иркутском государственном университете прошла II Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «ВОСПИТАНИЕ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ. ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ, ОПЫТ». Ее инициатором и организатором выступил Педагогический институт ИГУ.

Цель конференции: обеспечение дальнейшей консолидации сил образовательных организаций и общественных объединений в выработке общих подходов к организации процесса воспитания детей в условиях реализации примерной программы воспитания.

В течение нескольких дней работают секции по разным направлениям, проходят запланированные мероприятия.

На секции «Ответственное родительство – залог успешности семейного воспитания» в эти дни обсуждались актуальные вопросы:

- Особенности семейного воспитания на современном этапе: проблемы, задачи;

- Пути и способы работы с родителями обучающихся в образовательной организации;

- Роль отца в семейном воспитании, формировании личности ребенка;

- Родительское просвещение – веление времени;

- Родительский Открытый Университет как форма продуктивного взаимодействия семьи и школы и др.

В рамках конференции 22 марта и 24 марта состоялись два круглых стола:

Круглый стол: «Воспитание в современной школе: от программы к деятельности» - отв. к.п.н., доцент Шишарина Н.В. - федеральный эксперт апробации примерной программы воспитания.

Круглый стол: «Воспитание и общество. Особенности современного этапа. Роль семьи, школы, общественных институтов» - отв. д.п.н., профессор Федотова Е.Л. – зав. кафедрой педагогики ПИ ИГУ; к.п.н., доцент Терентьева Г.Н. - председатель Иркутского отделения Союза женщин России (Областного совета женщин).

Круглый стол 22 марта по теме: «Воспитание в современной школе: от программы к деятельности» был посвящен в основном теоретическим вопросам воспитания и подготовке к реализации Примерной программы воспитания в Иркутской области в соответствии с ФЗ от 31.07.2020 N 304-ФЗ

"О внесении изменений в ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся".

Экспертами выступили известные ученые РАО, заместитель министра образования Иркутской области, разработчики и координаторы Примерной программы воспитания в Иркутской области.

Такое серьезное внимание к воспитанию детей, говорит об актуальности и важности темы, о целесообразности объедения усилий государственных и общественных институтов в выработке общих подходов к организации воспитательного процесса в современных условиях.

Особенностью круглого стола 24 марта «Воспитание и общество. Особенности современного этапа. Роль семьи, школы, общественных институтов» можно назвать его практическую направленность.

Наряду с представителями министерства образования Иркутской области, специалистами и экспертами высшей школы, института развития образования, широкое участие в нем приняли педагогические коллективы, руководители и педагоги филиалов Родительского Открытого Университета, члены Общественной палаты Иркутской области, советов женщин и советов отцов, представители родительской общественности.

С приветственным словом к участникам круглого стола обратилась начальник управления профессионального образования министерства образования Иркутской области Ж. Г. Тимергалиева. Подчеркнув важность и актуальность темы, она напутствовала участников и призвала всех к продуктивному взаимодействию в вопросах воспитания детей.

С основными докладами по теме круглого стола выступили Федотова Е.Л., зав. кафедрой педагогики ПИ ИГУ, научный руководитель Родительского Открытого Университета и Терентьева Г.Н., председатель ИРО Союза женщин России.

Интересные и содержательные выступления были представлены активными общественниками от Ассоциации советов отцов Иркутской области - М. М. Петров (г. Усолье - Сибирское); А.Ю. Удружев (г. Ангарск); от филиалов РОУ — Г.В. Серова, (г. Алзамай); О.В. Коробкина, (г. Тулун); от СОШ 14 г. М.В. Судомойкина (г. Иркутск), от активных родителей -Р.Ю. Соколова (г. Иркутск).

Темы их выступлений:

- Роль семьи, школы, общественных институтов в воспитании детей на современном этапе;

- Семья и школа. Взаимодействие в современном образовательном пространстве;

- Советы отцов - как форма взаимодействия с семьей в гражданско-патриотическом воспитании и спортивно-массовой работе с детьми и подростками;

- Роль советов отцов в школьной службе медиации;

- «Семьеведение» – основа родительского просвещения;

- Акция – одна из форм родительского просвещения;

- Проект «Классная бабушка» как возможный модуль воспитания.

Все сошлись во мнении, что воспитание - это не только сфера обязанности семьи, школы, специальных учреждений, но и функция государства и всего гражданского общества.

И в первую очередь, это – среда, создающая возможности для детей получить реальный опыт, осмыслить себя и проблемы общества, самоопределиться, а потом уже конкретная технология работы.

Были выделены основные принципы, на которых должен строиться процесс воспитания:

1) согласованные действия семьи и школы;

2) воспитание через деятельность;

3) организация процесса воспитания в детско-взрослых сообществах.

Было рекомендовано при разработке программ воспитания в каждой школе учитывать следующее:

1) не допускать имитацию воспитания – подмену его массовыми мероприятиями в свободное от уроков время;

2) изжить бюрократизацию воспитания – речь идет об излишне большом объеме, количестве, а также неуместном наукообразии и формальности разрабатываемых школой документов – и это при нехватке у школ времени на реальную работу с детьми;

3) перестроить работу с родителями.

Также говорилось о том, что педагогические коллективы должны обеспечить:

- эмоциональную безопасность родителей (доброжелательная атмосфера, доверие, диалог, учет личных проблем и затруднений, внимание к просьбам и предложениям родителей, оказание психологической поддержки).

- субьект – субьектное партнерство (взаимная договоренность об основах воспитания, взаимное доверие и уважение, поддержка и помощь, ответственность по отношению друг к другу).

- гуманизацию отношений во взаимодействии семьи и школы (опора на положительные качества родителей и детей; укрепление и повышение авторитета родителей; учет условий жизни каждой семьи, возраста, уровня подготовленности родителей в вопросах воспитания; опора на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности).

Особое внимание было уделено индивидуальному подходу в работе с семьями. Не все семьи сегодня готовы качественно выполнять функции по воспитанию, возложенные на них. Успешному и ответственному родительству необходимо учиться, повышать свои родительские компетенции. Хорошо известно, что именно в семье закладываются основы ценностно-мотивационной сферы личности человека, формируется его характер.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей последующей жизни.

Участники поделились опытом организации воспитания в семье и школе, работы с родителями, в том числе в рамках Родительского Открытого Университета и его филиалов, успешно действующих на базе школ и детских садов в 26 МО Иркутской области при участии и поддержке Педагогического института ИГУ и Областного совета женщин, высказали мнение, что основной упор надо делать на старшеклассников и молодые семьи, готовить их к жизни в семье и воспитанию детей.

Общий вывод: родители, педагоги, общественные институты должны действовать сообща, создавать максимально возможные условия в семье, школе, обществе для комфортного и благополучного детства, развивать формы эффективного взаимодействия и сотрудничества в интересах детей.

Галина Николаевна Терентьева, председатель Иркутского регионального отделения Союза женщин России, председатель Областного совета женщин

Материал предоставлен Иркутским региональным отделением СЖР


Поделиться:
Хартия солидарности за возрождение, сохранение и защиту традиционных семейных ценностей