О Зое Ивановне Корняковой в проекте "АЛЛЕЯ БОЕВЫЕ ПОДРУГИ"

О Зое Ивановне Корняковой в проекте "АЛЛЕЯ БОЕВЫЕ ПОДРУГИ"


О Зое Ивановне Корняковой в проекте "АЛЛЕЯ БОЕВЫЕ ПОДРУГИ"

Мы продолжаем проект "Аллея "Боевые подруги", созданный "Союзом женщин города Волжского", депутатами Юрий Дудник, Светланой Винокуровой, который получил президентский грант.

Сегодня наш рассказ о ветеране Великой Отечественной войны, кавалере Почетного Знака "Герб города Волжского" ЗОЕ ИВАНОВНЕ КОРНЯКОВОЙ.

«МАМА УВИДЕЛА МЕНЯ И УПАЛА В ОБМОРОК"

В степях, где теплый ветер путается в травах у речки Ельшанки, в XVIII веке генерал Бекетов основал имение, названное им Отрадой, а сама местность получила название Бекетовка. Позже Бекетовку стали относить к Кировскому району тогда еще Сталинграда, здесь и родилась Зоя Ивановна Корнякова, прошедшая всю Великую Отечественную войну. Училась Зоя в Отраднинской средней школе, которая располагалась рядом с церковью. Вспоминала, что девчонкой была озорной: «Мальчишек всех била!»

Летом 1941-го для школьников прозвучал последний звонок. Ребята считали его лишь завершением учебного года, но он подвел черту мирной жизни. 21 июня в стране шли выпускные вечера, и во всех школах царила торжественная и праздничная атмосфера. Зоя Корнякова, закончившая тем летом 8-й класс, в этот вечер с подружками оправилась танцевать. А уже следующий день принес самую страшную весть — началась война!

Несмотря на юный возраст, школьники Сталинграда мечтала быть полезной Родине. Из одноклассников Зои Ивановны, ушедших на фронт, восемь так и останутся навсегда молодыми мальчишками Сталинграда, погибшими, защищая родной город. А тогда, летом 41-го, Поволжье было далеко от активных боевых действий, и никто не мог предположить, какая судьба уготована городу на Волге, носящему имя руководителя страны. Однако линия фронта все дальше откатывалась на восток, враг захватывал новые территории. В город начало прибывать большое количество эвакуированных из западных районов СССР, разворачивались госпитали. Комсомолка Зоя участвовала в переправке раненых на восток, ведь с каждым днем войска Вермахта все ближе подходили к Сталинграду.

— В Бекетовке мы помогали раненым, — вспоминала Зоя Ивановна. — Потом стали грузить их на пароход «Виктор Хользунов». Первый рейс сделали хорошо — в Астрахань. А второй раз – только отошли — вечером пролетел самолет и стал бомбить.

Капитан направил переполненный ранеными пароход к берегу, и все, кто мог, попрыгали в воду, чтобы быстрее выбраться на сушу под непрекращающейся бомбежкой. Поврежденный корабль смог дойти до пункта назначения и после ремонта вновь взял курс на Сталинград. На обратном пути пароход старались хоть как-то замаскировать, используя срубленные зеленые ветки — ведь пикирующие с неба самолеты врага уничтожали все, что попадало в поле зрения летчиков.

Командование армии вермахта придавало большое значение Волге как важнейшему стратегическому пути коммуникации. По грузообороту река заменяла несколько железнодорожных линий. По ней шло снабжение нефтью и нефтепродуктами войск Красной Армии, боеприпасами, вооружениями, грузами, боевыми расчетами. Готовясь к наступлению, враг заранее начал ставить мины на обширном участке этой важнейшей водной артерии страны. Попал под артобстрел и «Виктор Хользунов». Вот строки из воспоминаний Зои Ивановны:

— Подплывая ближе к Сталинграду, видим — по Волге прямо пламя идет. Разбомбило баржу, и нефть плывет и горит. Вот говорят, что вода не горит. Нет, горит. Там махал руками человек. Лодку спустили, привозят мужчину — черный как негр, в нефти весь. А по реке вот такие большие мины плывут! Капитан аккуратно обходил их. Как только объявляют: «Мина!» — и все наготове.

23 августа пароход прибыл в Сталинград. Сойдя на берег, Зоя спешит домой — увидеть маму.

Из воспоминаний Зои Ивановны:

— Я бежала домой в Бекетовку через возвышенности 15 километров. Вот эта орава страшная — самолеты. Как у нас в 6 часов утра летят на свалку галки и вороны, вот так было самолетов. И я бежала… Прибежала домой. Мама во дворе была, как увидела — упала в обморок. Ей сказали, что пароход «Виктор Хользунов» погиб.

23 августа 1942 года солнечное небо закрыли самолеты с черными крестами, несущие смерть. Авиация люфтваффе обрушила на город лавину бомб. Методично сбрасывая смертоносный груз, они возвращались на аэродромы, заправлялись и снова бомбили жилые кварталы и предприятия. В этот день от цветущего города, одного из самых перспективно развивающихся на юге страны, остались горящие руины. Десятки тысяч жителей погибли, и сотни тысяч были ранены. Через несколько дней бои будут идти уже на улицах разрушенного Сталинграда. Военные размещаются прямо во дворах местных жителей.

Из воспоминаний Зои Ивановны:

— Стали к нам прибывать военные, больше в Отраду. Вот подъезжают «катюши», у нас во дворе, на огороде, поставили батареи. А первые бомбы упали в Кировском районе еще в 41-м году. Тогда, 2 ноября, немецкие самолеты сбросили смертоносный груз в скопление людей на станции Бекетовская.

В дни Сталинградской битвы о приближающихся бомбардировщиках врага жителей извещали мощные гудки СталГРЭСа. Написанные в далеких кабинетах нацисткой Германии планы о молниеносном захвате города и демонстрации ее мощи и несокрушимости на берегах Волги перечеркнут защитники Сталинграда, и в Бекетовку начнут прибывать солдаты и офицеры Третьего Рейха, для которых битва завершилась значительно раньше 2 февраля 1943 года. Зоя Ивановна хорошо помнила военнопленных, бывших еще недавно представителями одной из лучших армий Вермахта.

Из воспоминаний:

— Когда я воду таскала ночью, подходили несколько раз немцы, закутанные во все, что было, и просят хлеба. Честно — иногда даже жалко было. Корку возьмешь и дашь им — не выдерживает русское сердце. А между тем в тяжелые дни битвы в городе сталинградцы сами употребляли все, что удавалось найти. Однажды девушка принесла домой овечью шкуру, подобранную из разбомбленных на станции вагонов. Шкуру замочили в воде и варили из нее холодец. От голода спасали советские солдаты, делившиеся скудным пайком. Из Сталинграда, приняв присягу, Зоя ушла на фронт, в пехоту, и стала связисткой — 78-я дивизия, 225-й полк. Суждено ей было попасть в окружение на северном Донце у селения Кривой Лог. Удалось вырваться, и снова бои.

Из воспоминаний:

— И вот, наша сторона — очень неудобная, песок, а у немцев — возвышенность, трассирующие пули вот так ходили прям. Полковник, который командовал, говорит: «Дочка, связь!» — дочкой он меня звал, — а связи нет. Я посылаю солдата, посылаю второго… Ни связи, ни ребят. Поползла сама. Недалеко один лежит убитый, и второй — с проводом в руках. Вот там провод нам перебило и надо было соединить. Я соединила провод, приползла… А утром полковник приходит — командир полка — и вручает мне награду за отвагу.

Однако не о наградах думали люди, защищавшие Родину, рисковавшие своей жизнью, погибавшие в схватках с врагом. Вместе с полком девушка освобождала Курск, Харьков, форсировала Днепр. Какую радость испытали все, выйдя к границе государства: враг изгнан с родной земли! А впереди - фронтовые дороги Польши, Румынии, Германии, Чехословакии. 26 июня 1945 года, в Чехословакии, Зоя демобилизовалась. Эта дата знаменательна вдвойне: девушка вернулась к мирной жизни в день своего рождения. И, конечно же, отправилась в город, где родилась.

В Сталинграде почти все надо было отстроить заново, восстановить инфраструктуру, наладить повседневную жизнь. Зоя Ивановна отвечала за организацию работы на складе в больнице, на строительстве, выводила отстающие магазины в ряд отличившихся. Открывала в Волжском первый магазин самообслуживания. Еще в детстве она мечтала, что будет работать в торговле, играла в продавца. Какую же высокую цену людям того времени пришлось заплатить, чтобы эти простые мечты стали реальностью — жить под мирным небом, самим решать свою судьбу.

  Зои Ивановны Корняковой не стало в августе 2016 года. Но память о ней жива, и будет жить вечно.  

image_0
Поделиться:
Хартия солидарности за возрождение, сохранение и защиту традиционных семейных ценностей