Проект «Московские династии»

Проект «Московские династии»


Проект «Московские династии»

В рамках проекта «Московские династии» размещаем историю семьи Бобровых — Ларионовых.

Пищевая промышленность Москвы — крупнейшая жизнеобеспечивающая сфера городского хозяйства, оказывающая значительное влияние на экономику столицы. Пищевая промышленность города представлена: мукомольной, хлебопекарной, молокоперерабатывающей, мясоперерабатывающей, кондитерской, пивобезалкогольной, алкогольной отраслями.

Сегодня мы представляем династию мукомолов — династию Бобровых — Ларионовых

«Что посеешь, то и пожнешь»

«Что посеешь — то и пожнешь». Эта народная мудрость, как нельзя кстати, подходит для династии мукомолов. Мукомол — одна из древнейших профессии на земле.

…Мельница. Давно уже прошли те времена, когда зерно превращалось в муку на ветряных и водяных мельницах, ловивших ветер или несущие струи рек скрипучими деревянными лопастями. Старые мельницы, оставшиеся кое-где как памятники времени, вызывают светлое и немного грустное чувство. Сколько видели они на своем веку. В заброшенных мельницах прятались от летнего дождя влюбленные и клялись быть вечно вместе. Мимо них шли на войну солдаты и, оглядываясь, тосковали о мирном труде…

В судьбе династии семьи Ларионовых — Бобровых мельница стала той объединяющей силой, которая скрепила своими крыльями-лопастями несколько поколений. Общий стаж в профессии более 250 лет!

image_0

Здание Мелькомбината №3 хорошо знакомо жителям северо-запада Москвы и Новой Риги. Гигантские зернохранилища высотой с 17-этажный дом видны сразу после съезда на Звенигородское шоссе с Третьего транспортного кольца при движении в область. Завод, который находится в пяти минутах езды от Москва-Сити, был введен в эксплуатацию в 1944 году (и с тех пор сохраняет свое промышленное назначение).

Масштабы предприятия действительно впечатляют. В одной секции зернохранилища, которое профессионалы называют силосом, ждут помола в муку шестьсот тонн отборного зерна, а всего в двух элеваторах хранится 52 тысячи тонн пшеницы. На погрузку постоянно подъезжают двадцатипятитонные муковозы, на которых нанесена надпись «Мука Московская». Встретив такой грузовик на дороге, вы точно обратите внимания на его внушительные габариты, но на территории Мелькомбината №3 муковозы кажутся малютками.

«Московский мельничный комбинат №3» — одно из крупнейших пищевых предприятий города. Благодаря высоким экономическим показателям с 2016 года предприятие обладает специальным статусом промышленного комплекса Москвы. Это позволяет сократить налоговые платежи, а также плату за аренду земли, и вкладывать больше средств в собственное развитие. Сегодня в планах у Мелькомбината №3 строительство собственной фабрики по производству макаронных изделий», — рассказывает руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы Александр Прохоров.

Но даже самое большое, автоматизированное и цифровое производство держится именно на людях, которые работают на производстве. 

Мы встречаемся с Ольгой Ларионовой, продолжателем династии мукомолов в третьем поколении.

Начало династии начинается с Романа Алексеевича Боброва, который работал на мукомольном заводе еще в XIX веке.

По его стопам пошли и сыновья — старший Алексей в 30-е годы XX века руководил Бакинским мукомольно-рисовым заводом, а в годы Великой Отечественной войны возглавлял Московский трест Главмука при Народном комиссариате заготовок СССР. После войны Алексей Романович стал заместителем министра Министерства заготовок СССР и прослужил в этой должности до 1972 года. 

image_0

Второй сын, Григорий Романович Бобров, до войны окончил  школу крупчатников-мукомолов и Одесский мукомольный техникум, в 1938 году был призван в армию и прошел всю Великую Отечественную войну. Демобилизовавшись в 1946-м, вернулся к любимому делу и пришел работать на Мельничный комбинат №3 инженером по ремонту. Спустя два года его назначили заместителем главного инженера. Без отрыва от производства он с успехом отучился на курсах усовершенствования главных инженеров при Всесоюзной школе мастеров-крупчатников и в 1962 году стал главным инженером предприятия. Еще через год занял пост директора комбината.

История Мелькомбината №3 берет свое начало в грозные годы Великой Отечественной войны. По «дороге жизни» — Ладожскому озеру — перевезли из блокадного города на Неве оборудование мельничного комбината им. Кирова. В тяжелейших условиях создавалось новое предприятие в Москве. В годы далекие и полные тревог строительство возглавил Е.М. Тульчинский. Здание было совершенно не приспособлено под размещение оборудования, но все трудились самоотверженно, круглосуточно, с небольшими перерывами на сон и отдых. И уже 20 декабря 1944 гола была выработана первая тонна муки. С этого момента предприятию всегда было по силам решать любые задачи. А если комбинат возглавляет фронтовик — значит, ему всегда быть на передовой!

image_0

Григорий Романович был блестящим организатором производства, занимался рационализаторской деятельностью, вел активную общественную работу. Он был необычайным человеком. Директор буквально дневал и ночевал в цехах, стремясь участвовать во всех начинаниях лично, применяя с пользой для дела свои знания и  опыт. 

«Я мукомол, — не раз  повторял Григорий Романович,  — значит мое место  в цехах, а в кабинет я еще успею».

image_0

Он умел поддержать человека в нужный момент, ободрить словом. Особенно выделял тех, в ком видел стремление учиться, повышать свое профессиональное мастерство. Такие люди были для него на вес золота, именно с ними он связывал надежды на будущее. А еще у него был дар оставаться человеком в любой ситуации. Спокойствие, уверенность в себе, в собственных силах и знаниях, вера в будущее — эти черты характера были наиболее свойственны ему. В коллективе его очень уважали и ценили. За свои заслуги, как в развитии комбината, так и в экономическом подъеме страны он был отмечен многими почетными грамотами, благодарностями, награжден орденом «Знак почета», медалью «Ветеран труда» и другими.

На Мелькомбинате №3 Григорий Романович встретил и свою жену Екатерину Дмитриевну, которая работала рассевной. Жили сначала в общежитии, тогда оно находилось на территории предприятия, у них родились две дочери — Надежда и Ольга. Свою любовь к профессии мукомола Григорий Романович и Екатерина Дмитриевна привили и им.

Ольга Григорьевна делится своими воспоминаниями «Сколько помню, папа был предан комбинату и партийному билету. Все время пропадал на работе.

Помню, что папа иногда брал меня с собой на работу. Я совсем крошкой была. Особенно любила на выборы приходить. Папа как молодой специалист активно участвовал в их организации и проведении. В этом самом зале, где сейчас сидим мы, ставили столы, буфет был. Мама меня наряжала, это был всегда праздник — такие приятные детские воспоминания, связанные с папой, с комбинатом.

Когда окончила школу решила, что буду поступать в Пищевой институт. Не скажу, что отец как-то сильно давил и влиял на мой выбор. Но как знаете, дети дипломатов идут учиться в МГИМО, а дети производственников идут учиться на инженеров. Обычная история. Пошла учиться на вечернее отделение. Одновременно устроилась секретарем в министерство сельского хозяйства. Днем работала, вечером училась. Когда окончила институт пошла работать в Московскую городскую хлебную инспекцию. Проработала там 17 лет. 

В девяностые годы в стране начались проблемы. А у меня двое детей, надо было как-то их растить. Сама судьба указывала мне путь на мелькомбинат №3. Пришла работать в лабораторию. Где и тружусь по настоящее время в должности заместителя начальника лаборатории. Пока не думаю выходить на пенсию. На комбинате работают люди, которые помнят отца. И вообще, мелькомбинат славится своими династиями. Как показала жизнь, поддержка и взаимопонимание всегда является отличительной чертой коллектива комбината. Недаром здесь зародилось немало династий — династия Закировых, Усачевых, Стрельцовых. Но примером для нас всегда является династия Маркиных. Вячеслав Васильевич, Людмила  Николаевна, Станислав Вячеславович, Мария Александровна — преданно и верно служат родному комбинату. Людмила Николаевна многие годы возглавляет комбинат, болеет за всех и каждого душой. А мы со своей стороны не имеем права сдавать позиции. Мой сын Григорий, названный в честь деда, также свою жизнь связал с судьбой комбината. 

Григорий присоединился к разговру…

image_0

Высокий, крепкий молодой человек, на одежде под белой курткой видны следы муки. Извиняется за внешний вид. У них сейчас проходит ежегодная дезинсекция и чистка оборудования, «возился с техникой и вот немного испачкался». Сразу видно, человек производства, настоящий мельник. Про свой выбор профессии говорит мало и коротко. Как будто даже смущаясь вначале, но к концу беседы успевший рассказать и про учебу, и про работу, и про деда. 

— Когда я родился, дедушка уже был на заслуженном отдыхе. Он со мной много времени проводил. Гуляли вместе. Обязательно ходили с ним за хлебом аж на Звенигородское шоссе на хлебозавод. Там пекли булочки из муки нашего комбината для правительства. Дедушка много рассказывал про работу на комбинате. Эта тема не чужая была в семье. Когда встал вопрос куда поступать, выбрал пищевой институт. Тем более, там еще и кафедра военная была. Окончил по специальности «инженер-механик по пищевому оборудованию». Сразу пришел на комбинат в 2007 году. Даже не думал что-то другое пробовать. Сначала аппаратчиком в зерноочистке работал, сейчас — старшим мастером смены на мельнице. 

Работа сложная, но интересная. Мне нравится производство, его процессы. Даже не представляю, чтобы я занимался какой-то офисной работой — бумаги писать и с места на место их перекладывать. Здесь не так. Прихожу на смену, сначала обхожу мельницу, потом распределяю людей на участки. Мельница сейчас — сложное автоматизированное производство. Импортное оборудование. Все на компьютерах, через программы. Надо знать и саму технологию, и схему размола зерна понимать. Все время что-то новое появляется, учишься, узнаешь новое. 

Чем больше автоматики, тем сложнее инженеру. Летом, например, в жару оборудование перегревается, что-то выходит из строя, мельница останавливается. Или в городе скачок напряжения. Электричество мигнуло, наша мельница встала. Надо все полностью запустить. А мельница это восемь этажей и на каждом свой технологический процесс. Снизу вверх все обойти, посмотреть, ничего не пропустить, чтобы все одновременно включилось, нигде не зависло, не завалило продукцию. Чтобы люди были в безопасности, там же все движется. 

Люблю моменты, когда выходишь с работы, знаешь, что все там нормально, смену хорошо отработал, могу спокойно идти домой отдыхать и не переживать. Правда иногда бывает, ночью снится работа, мозг всегда готов принять нужное решение.. 

image_0

С женой Леной познакомился как когда-то мой дед, на комбинате (чем не судьба!?), в семье подрастает дочка. У меня работа по сменам, а у жены обычный график 5/2. Случается и так, что еду утром домой со смены, Лена в это время из дома на работу. В метро встречаемся, успеваем десять минут переговорить и расходимся. Зато такой график дает много личного свободного времени. Люблю с дочкой его проводить, ей скоро двенадцать лет будет, ездим на дачу, если у нее каникулы. Или просто, садимся в машину, едем в парк погулять. Еще она любит московские усадьбы. Недавно ездили вместе в Архангельское. А если мои выходные выпадают на субботу — воскресенье, тогда все вместе куда-то выезжаем. 

Супруга Григория Елена работает на мелькомбинате с 2006 года. Ее родители инженеры авиастроения. По ее словам, предлагали ей после школы помочь с поступлением в МАИ. Но она отказалась. 

— Я сказала нет, с железками не хочу работать. А вот пищевое производство показалось интересным. С первого раза в институт не поступила. Пошла в московский технико-экономический колледж на специальность «хранение и переработка зерна». После колледжа поступила на заочную форму в Пищевой институт на Таганке. Училась и работала одновременно. Сначала в лаборатории на кондитерско-булочном производстве. Как получила диплом, пришла сюда. Тоже в лабораторию. Через два года познакомились здесь с Григорием и через год поженились. Дочка родилась. 

Мне нравится здесь работать. Понимаю, что я делаю. Мне кажется, молоть зерно, делать из него хорошую муку — гуманная работа. Мы стоим на одном из этапов производства хлеба. Кормим людей. 

Моя работа заключается в том, чтобы определить качество зерна. Оно приходит из разных областей России. Не могу сказать, чье зерно лучшее. От множества факторов зависит. Какая погода была летом в области, были ли дожди. Один и тот же производитель зерна в прошлом году прислал зерно с такими свойствами, в этом свойства чуть другие могут быть. Мы подбираем из разного зерна помольную партию, чтобы все зерно было однородным по свойствам. Чтобы мука получилась высокого качества. 

Когда захожу в магазин, предпочитаю покупать продукцию, где наша мука. Например, всегда беру хлеб, испеченный из нашей муки, а если макароны, то макароны «Barilla». Мы для них мелем муку только из твердых сортов пшеницы, там никакой другой пшеницы нет. Поставляем муку и на московские хлебозаводы. У нас она всегда хорошего качества, поэтому московский хлеб можно смело покупать. 

Дома часто говорим с мужем о работе. А о чем еще. Дочка удивляется на нас, что все время обсуждаем рабочие вопросы. Смеется даже, как нам это все не надоело на комбинате. А нам не надоело. Она сейчас утверждает, что сама никогда не пойдет на пищевое предприятие, но при этом уже хорошо разбирается во всех технологических терминах рассев, размол, газация, влажность. зольность и так далее. Как сложится ее жизнь, когда школу закончит, посмотрим. Может и захочет попробовать, это ведь на самом деле очень интересно. 

Ольга Григорьевна, рассуждая о пройденном пути, о судьбе привела слова, ставшие гимном мукомолов:

Очень мудры народа слова

«Хлеб всегда и всему голова»

Чтобы хлеб мог украсить наш стол

Нужен славный твой труд – мукомол!», 

а также добавила:

— В семье подрастает молодое поколение — дочь Александра Ларионова. Мы надеемся, что династия наша не прервется, Александра выберет тот же путь, что и мы, а почетный труд мукомола будет так же ценен и почетен как во все времена. Пока есть в столице мукомолы — Москва без хлеба не останется!


Поделиться: