Женское лицо Победы. Крымская тетрадь АЛЕКСАНДА ФЁДОРОВНА ПЕРЕГОНЕЦ

Женское лицо Победы. Крымская тетрадь АЛЕКСАНДА ФЁДОРОВНА ПЕРЕГОНЕЦ


Женское лицо Победы. Крымская тетрадь АЛЕКСАНДА ФЁДОРОВНА ПЕРЕГОНЕЦ

Актриса Крымского русского драматического театра им. М. Горького. Член подпольной группы "Сокол".

Имя Александра у современного человека ассоциируется с песней из прекрасного фильма о девушке-работнице, окунувшейся в жёсткую столичную жизнь и нашедшей сначала вместо счастья - судьбу матери-одиночки, и она пела дочке: «Александра, Александра, не плачь, Москва слезам не верит, Москва не сразу строилась!» Другой Александре – не литературной, а настоящей героине, пришлось пройти не просто путь актрисы, а путь разведчицы, игравшей роль двойного агента во время гитлеровской оккупации, и когда мы говорим «они были актёрами», то осязаем всю глубину этого трагического, в крымском контексте, понятия...Построенный ныне в короткие сроки Крымский мост, являющийся шедевром зодчества и инженерной мысли, в далёком 1943-м как стратегический объект был предметом пристального внимания врага. И к нему имели отношение актёры Симферольского театра драмы – они готовили покушение на Гитлера, собиравшегося приехать на открытие моста. Но мост был взорван, и покушение на главного фашиста-палача сорвалось. Подготовкой этой операции занималась разведывательно-диверсионная группа под руководством Александры Перегонец – актрисы театра. Она получила образование учителя, чтобы стоя перед детьми, с достоинством передавать им свои знания. Александра стояла и на сцене перед зрителями, чтобы посредством ролей вдохновенно нести им радость познания в спектаклях, в которых играла с 1916 года. Но ноги актрисе, не сломленной никакими пытками, сожгли фашисты. В 1941 году Симферопольский театр драмы не успел эвакуироваться из-за перекрытия дороги на Севастополь. С началом оккупации Александра Перегонец теряет мужа, отказавшегося в ноябре 1941 года от должности городского головы Симферополя - он был казнён фашистами. В мае 1942 актриса получила разрешение создать при театре молодёжную студию, и вместе с художником Николаем Барышевым, вплоть до освобождения Крыма в 1944 г., была организатором и активной участницей подпольной деятельности группы «Сокол».В «Сокол» входило около 60 человек, в том числе 10 актёров и сотрудников театра. За два года эта двойная агентурная сеть смогла организовать 45 крупных диверсий, передать сотни разведывательных донесений, и это был один из тех редких случаев, когда важные задания были поручены не профессиональным разведчикам, а актёрам. Так, они взорвали здание областного архива, откуда при отступлении не успели вывезти секретные документы. В конце 1943 года Н. А. Барышев составил план Симферополя и нанёс на него разведывательные данные о военных объектах противника. Карта была передана партизанам и использована при освобождении города 51-й армией в 1944 году. Группа Александры Перегонец поддерживала связь с крымскими партизанами, с подпольным обкомом. В театре был создан тайник, куда спрятали богатую коллекцию из 5000 театральных костюмов, которую немцы планировали вывезти. В марте 1944 года гестапо напало на след группы. 18 марта, сразу после спектакля, подпольщиков арестовали. По данным архивов КГБ, группа «Сокол» была выдана агентом абвера М. Ящининым. Удалось спастись только актрисе Е. Я. Кучеренко, которая при отступлении немцев спасла здание театра от пожара.А. Ф. Перегонец вынесла страшные пытки, у неё были сожжены ноги, и 10 апреля 1944 года, за три дня до освобождения Симферополя советскими войсками подпольщики были расстреляны в урочище «Дубки».В 1973 году в Симферополе был поставлен спектакль «Они были актёрами» (реж. А. Новиков, по одноимённой пьесе В. В. Орлова и Г. Г. Натансона). В 1981 г. Г. Натансон на основе архивов КГБ и военной разведки снял художественный фильм, а в 2010 г. - режиссёр А. Беланов - док. фильм «После премьеры — расстрел. История одного предательства», где показано, что в разгроме группы активное участие приняли крымско-татарские коллаборационисты, возглавляемые Мустафой Кырымалом. Александра Перегонец родилась 15 ноября 1895 года в Кузнецке (ныне Новокузнецк). В 1897 году семья переехала в Калугу. В 1914 году Александра закончила Калужскую женскую гимназию со званием домашней учительницы. Выступала в самодеятельных спектаклях, занималась в театральной студии клуба офицеров. Осенью 1914 года Александра поступила в петербургскую «Школу сценического искусства» А. Петровского. Исполняла роль Анны из «Вишнёвого сада», Норы и др. Работала в актёрском товариществе Петрозаводска, в Петроградском театре миниатюр. С 1917 года А. Перегонец работает в разных театрах — в Новороссийске, Киеве, Харькове; в то время актёров набирали, как правило, на один сезон. С 1922 года — в Московском театре «Летучая мышь». В 1924 году снялась в фильме Я. Протазанова «Аэлита», где исполнила роль служанки Аэлиты Ихошки. Согласно сценарию, героиня А. Перегонец погибает от рук «марсианских фашистов»…В 1920-е годы актриса работала в театрах Казани, Петрозаводска, Ленинграда (БДТ), Новосибирска, Иркутска. С 1931 года и до конца дней —10 апреля 1944 г - актриса Крымского русского театра им. М. Горького в Симферополе.Заслуженная артистка Крымской АССР. Похоронена на Старорусском кладбище Симферополя.

Ирина Обухова


Поделиться:
Сферы деятельности: Культура и духовность