"Спроси эксперта": Скрытый смысл в детских рисунках. Стоит ли его искать?

"Спроси эксперта": Скрытый смысл в детских рисунках. Стоит ли его искать?


"Спроси эксперта": Скрытый смысл в детских рисунках. Стоит ли его искать?

  • Моему сыну пять лет, недавно он заболел, поднялась температура, пришлось вызвать скорую, чтобы сделать укол. Сын не очень любит рисовать, но после этого нарисовал в саду странный рисунок и сказал, что это мальчик, которому делают укол. Вечером нарисовал еще один похожий рисунок, и когда я его спросила, что это такое, сказал, что это мама и папа отводят его в сад. Скажите, можно ли по рисункам определить его состояние? Может быть есть смысл показать рисунки психологу?

Отвечает Н.Л.Маленкова, клинический психолог (семейная и перинатальная психология):

Педагоги, родители и психологи любят интерпретировать любую творческую продукцию детей, чтобы что-то узнать об их внутреннем мире. Но, строго говоря, если относиться к рисункам как к диагностическим методикам, то считается, что их валидность (то есть способность показать то, о чем мы хотим узнать) – 50%. Но, если мы увидели нечто в рисунке, а затем это же нечто увидели в других методиках или наблюдая за ребенком, то, скорее всего, это нечто имеет место. Рисунки Вашего сына рассказывают о том, что он перерабатывает с помощью своей психики те события, которые происходили недавно и происходят сейчас в его жизни. Это характерно для детей – проиграть, прорисовать те житейские истории, которые произвели яркое эмоциональное, негативное или позитивное, впечатление. Взрослые могут это обсудить, рассказать о своих чувствах и мыслях. А детям проще психологически переработать событие в творчестве или физической активности.

У Вашего сына произошло событие, которое явилось стрессом для него: болезнь, беспомощное состояние, приезд медиков скорой помощи, укол. Он пережил неприятные ощущения в теле, может быть, даже болезненные. Он был напуган. Он почувствовал беспомощность. И в своей фантазии перенес ситуацию с уколом на вымышленного мальчика, чтобы еще раз прожить свою историю, чтобы бессознательно справиться с чувствами, которые еще остались, убедиться, что он это пережил, «помечтать», что это с ним больше не повториться, а «пусть произойдет с другой девочкой» и так далее – все это работа бессознательных психологических защитных механизмов, которые помогают утилизировать негативные переживания, связанные с негативными событиями.

Как одна из техник психотерапии используется спонтанное рисование негативных событий. Чтобы вынести их вовне, из внутреннего травмирующего переживания, как-то отделиться от того, что было. Так что Ваш сын сам себя лечил этими рисунками. Не стоит переживать за его психическое здоровье, как раз это очень даже здоровая хорошая реакция на стресс. А мама и папа, нарисованные – это может быть обращение к ресурсам, к сильным фигурам, которые его защищают. Если Вы ощущаете, что этот рисунок вызывает у Вас чувство вины («отвели в сад» = «бросили»), то, возможно, так и есть. Спросите его, что он подразумевал под этим рисунком? После болезни и укола должно пройти время, чтобы Ваш сын опять стал уверенным в мире и себе. Помогите ему в этом – уделите ему больше персонального внимания, поговорите и покажите поступками, как Вы с папой его любите и как готовы всегда защищать от любых проблем. Скажите ему, какой он был молодец, когда справлялся с болезнью и мужественно выдерживал лечение – это поможет сформировать у сына устойчивую и позитивную самооценку, будет побуждать и в дальнейшем справляться со страхом и болью, связанными с болезнью и лечением.

У Вас есть вопрос к юристу или психологу? Обратиться за бесплатной консультацией эксперта можно по почте help@wuor.ru


Поделиться:
Сферы деятельности: Семья и дети
Хартия солидарности за возрождение, сохранение и защиту традиционных семейных ценностей