Опаленная войной

Опаленная войной


Опаленная войной

Участница Великой Отечественной войны - Скоморохова Евстолия Андреевна. Рассказом о ней поделилась ее дочь, Людмила Васильевна Веникова из поселка Товарково Калужской области.

«Никто не забыт, и ничто не забыто! 

Мы светлую память о Вас сохраним!

Родная земля Вашей кровью полита,

И густо покрыта рядами могил…»

Это строки из стихотворения Людмилы Вениковой, посвященного своей маме, Скомороховой Евстолии Андреевне. Она ушла из жизни в 2007-м году в возрасте 87 лет. На ее памятнике высечены слова:

«Ты, опалённая войной, всегда была для нас примером,

Опорой, гаванью родной, и светлой мудростью, и верой!»

Мама действительно была главным человеком в семье: надёжным тылом, первым помощником, другом и советчиком. О своей военной жизни говорила редко и скромно. На встречах, куда в памятные «победные» дни её приглашали поделиться воспоминаниями о военном лихолетье, она испытывала неловкость. А когда просили: «Расскажите о каком-нибудь особенно запомнившемся военном эпизоде», отвечала, что ничего «выдающегося» в её военной службе не было.

Но на склоне лет Евстолия Андреевна решила написать и оставила детям и внукам три тетрадочки рукописного текста о своей довоенной, военной и послевоенной жизни.

Фрагменты из этой рукописи:

«Родилась 16 ноября 1919 года в семье крестьянина в деревне Скоморохово Свердловской области. Отца не помню – он умер, когда мне было 2 года. Семья была большая. Дедушка, бабушка, мама и 7 человек детей… Все дети, в том числе и я, с раннего детства помогали по хозяйству. Окончила десятилетку в г. Сарапуле в 1937 году. Уехала в Пермь в мединститут экзамен сдавать. Не сдала. Осталась в Пермском рабфаке на подготовительном факультете, а на будущий год поступила в Казанский мединститут. Училась на лечебном факультете. На 3-м году обучения началась война. Казань – город на Волге, далеко за Москвой и Сталинградом, но отголоски войны слышны были везде. Затемнение, окопы, голодный паёк. Много госпиталей. Училась днём, работала вечерами до окончания 3-го курса посудомойкой в столовых, обварила руки, и пришлось уволиться.  Пошла на  сортировку тряпок на швейной фабрике. Очень пыльно, грязно, отплёвывались пылью после работы.  В столовых кормили 1 раз в день по талонам, которые выдавали на месяц, а мы, бывало, проедали их за полмесяца, а другие полмесяца – как придётся. В дни стипендии был праздник – покупали сайку хлеба и халву. На 4-м курсе  нам разрешили работать в госпиталях медсёстрами. Дежурили в отделениях ночами.  Во время учёбы, чтобы поправить свой финансовый бюджет, стала донором. После сдачи кров мы получали калорийный обед и деньги. Мест в общежитии для нас не было. Мы втроем жили на квартире в малюсенькой, на 3 кровати, комнатке. Программу нашего курса сжали и уплотнили, к осени 1942 года нужно было сдать госэкзамены. Вместо 5 лет учёбы – 4 года. В октябре 1942 года   уже  был выпуск  студентов лечебного факультета».

Из 7-х детей этой крестьянской семьи мама – самая младшая. Своим трудом, упорством, настойчивостью она единственная в семье сумела получить высшее образование и дальше двигаться по жизни, не сломавшись под ударами судьбы, которых у неё, как и у всех, было немало. 

В январе 1943 года Скоморохова Евстолия Андреевна была направлена на фронт, в действующую армию.  Ей было тогда 23 года. Добиралась к месту назначения, где пешком, где на попутных фронтовых машинах. Оказавшись, наконец, там, куда была направлена, на переднем крае фронта, она сразу же включилась в работу по наложению повязок раненым, и подготовку тяжелораненых к отправке в госпиталь. 

Так случилось, что в самом  начале своего фронтового пути, в феврале 1943 года, Евстолия Андреевна на передовой вместе с небольшой группой бойцов попала в окружение. Рано утром на окраине  деревни, в которой на ночлег расположился её батальон, неожиданно появились немецкие танки. Они приближались и стреляли по деревенским домам. Один из снарядов попал в соломенную крышу хаты, где ночевали Евстолия Андреевна, девушка-санинструктор и три сопровождавших их солдата. Хата загорелась, стала слышна немецкая речь. Улучив момент, бойцы перебежали в погреб, где, притаившись, просидели до вечера 2-го дня. Просто повезло, что немцы не заглянули вглубь погреба. Вечером, убедившись, что немецких солдат рядом с погребом нет, один за другим, по цепочке друг за другом, поползли к краю деревни, а затем, встав во весь рост, побежали к опушке леса. Из окружения выбирались 5 дней. Двигались ночами, днём таились то в глубоких сугробах, то в скирдах соломы. Мороз был сильный, а ноги у Евстолии Андреевны – в тесных кожаных сапогах. У нее произошло сильное обморожение. Когда, наконец, оказались среди своих, она попала в госпиталь. Фалангу одного из пальцев  ноги пришлось ампутировать.

А потом была нелёгкая фронтовая работа военврача. Евстолия Андреевна была назначена на должность старшего врача, начальника медсанчасти 221-го гаубичного полка 9-ой артдивизии 3-го Украинского фронта. В составе этого воинского подразделения она прошла через всю Европу: Болгарию, Румынию, Венгрию, Югославию, Австрию. Награждена медалями за взятие городов: Софии, Бухареста, Будапешта, Вены, Белграда, в 1944 году - Орденом Красной звезды, затем – Орденом Отечественной войны II-ой степени и другими послевоенными наградами.

Вспоминая о войне и своём участии в ней, Евстолия Андреевна говорила, что это была работа, и только работа - но рядом со смертью. Ещё один отрывок из ее рукописи:

«Самой мне больше запомнились недели и месяцы, когда полк отводили на отдых после активных боёв и потери большого количества личного состава на период пополнения. Но и там всегда приходилось развёртывать отделение для приема раненых, оформления на них учётных карточек, наложения простой или шинной повязки, если ранение с переломом…. И быстрая отправка раненых в ближайший медсанбат. Место размещения медсанбатов узнавали по указателям на фронтовых дорогах на маршруте к месту боёв. В период передислокации на дальние расстояния, будучи на отдыхе, мы тоже работали. Когда солдаты в бою – они как будто «здоровые», но на отдыхе солдаты болели. Особенно нас мучила малярия. Малярийная лихорадка трясла солдат очень долго…»

День Победы Евстолия Скоморохова встретила в Венгрии, в городе Секешфехервар. Мобилизована из армии в 1946 году, но продолжила работу в органах внутренних дел - в колонии для несовершеннолетних, затем в должности начальника медсанчасти в учреждениях исполнения наказаний Свердловской, а потом Калужской областей. В конце своего трудового пути работала врачом-терапевтом здравпункта в посёлках Пятовский и Товарково.


Поделиться:
Сферы деятельности: Культура и духовность
Хартия солидарности за возрождение, сохранение и защиту традиционных семейных ценностей