#ЛИЦАСЖР: Романовскова Нина Николаевна

#ЛИЦАСЖР: Романовскова Нина Николаевна


#ЛИЦАСЖР: Романовскова Нина Николаевна

Наша душевная и любящая мама.

Никогда не забуду слова одной известной жительницы Светлогорска, которая, говоря о Нине Николаевне Романовсковой, сказала просто и мудро: это наша душевная и любящая мама. Она очень чистый человек, потому что для нее главная цель – делать жизнь доброй для каждого из нас. И с этим не поспоришь. Трудно найти в нашем городе   человека, кому не помогла Нина Николаевна – добрым советом, конкретной помощью, моральной поддержкой.  

До недавнего времени Н.Н. Романовскова возглавляла женскую организацию Светлогорского городского округа. И только в прошлом, 2019-м, году попросилась в отставку.  «Что вы хотите, - 81 год мне. Возглавляю женскую организацию со дня ее основания. Кстати, мы были первыми, кто организовал женское движение в Калининградской области. Пора на покой. А смену я себе подготовила», - заявила Нина Николаевна с трибуны отчетно-выборной конференции окружной женской организации. 

Но и сегодня Нина Николаевна в строю. Она член Совета женской организации, член Общественного Совета округа, член Ученого Совета Университета непрерывного образования для граждан пенсионного возраста Светлогорского городского округа.

Война

Дети, рожденные в большой любви – особые. Они лучезарны, щедры, готовы поделиться последним с теми, кому трудно. И чаще всего проносят через годы эти искорки любви, раздавая их родным, близким, заботясь о том, чтобы и в их семейных очагах горело негасимое пламя.

Силе любви Николая Павловича и Любови Максимовны Гавриловой завидовали многие. Они часто ходили, взявшись за руки, старались не расставаться ни на секунду, научились предугадывать желания, дарили друг другу цветы.

Когда молодая женщина почувствовала под сердцем дитя, муж не отходил от нее ни на шаг, освободил от всех домашних забот, а когда загоралась вечерняя зорька, он заботливо гладил будущую маму по округлившемуся животу и разговаривал с дочкой. Ни Николай, ни Любовь нисколько не сомневались – у них непременно родится дочка. Так положено – сначала нянька, а потом уже сын.

Время было очень тяжелое – 1937 год. Но они, словно ничего не замечали, погрузившись в мир своих радостных грез. И правильно делали – новая жизнь должна развиваться в спокойной и доброжелательной обстановке. Как чувствовали – детям еще придется хлебнуть горя.

Девочку, появившуюся на свет 18 марта 1938 года, назвали Ниночкой. Первые зубы, шаги, слова – немудреные семейные радости – все это сопровождалось большой радостью.

Спустя два года в семье родился сын, Виктор. В честь этого события отец принес дочери большой кулек конфет, а потом подбросил к потолку, поймал в свои крепкие мужские руки и сказал:

– Вот такой большой ты и должна вырасти – ты теперь наша помощница.

Конфеты и крепкие руки отца она помнит до сих пор.

А потом Николай Павлович ушел. На войну. Любовь Максимовна не хотела его отпускать. Она прижимала к себе детей, слезы катились по ее щекам, а Любушка все уговаривала: «Обязательно вернись живым, мы тебя любим и ждем».

Через год их село, которую называли Солодча или Казацкая Балка, как и всю Сталинградскую область, было не узнать – на каждый клочок земли было сброшено столько смертоносного металла, что долго еще после войны их колхозных полей выпахивали эти осколки. Солодчу бомбили часто – село находилось на одном из путей доставки военной силы и техники в осажденных Сталинград.

Гавриловы уцелели чудом, да и то только потому, что жили в наспех вырытой землянке на задах огорода.

Дома в селе со временем отстроили, а вот мужчины в них в 1945 году возвратились не все: многие полегли на полях сражений. Не дождалась своего Николая и его молодая жена с двумя детьми. Но и похоронки на него не получила. Верила: он непременно жив, вот-вот скрипнет калитка…

И только спустя три десятка лет после окончания войны дочь разыскала отца. Вернее, неотправленное письмо в Сталинградскую область о том, что Гаврилов Николай Павлович погиб под Смоленском, в далеком 1943 году.

Мирная жизнь

После окончания школы Ниночка отправилась в Сталинград. Боль и сострадание людям стали решающим фактором в выборе ее профессии – она решила стать медиком. Поступила в медучилище, проходила практику в больнице. Именно в ней судьба свела ее с красавцем-доктором Родионом Романовсковым. Будущий военный медик очень быстро понял – если не предпринять каких-то решительных мер, Ниночку того и гляди уведут из-под носа. От охотников расположить ее к себе отбоя не было.

Едва уехав в Куйбышев для продолжения учебы, Родион неожиданно вернулся в Сталинград. И тут же предложил Ниночке руку и сердце. Они поженились в год его выпуска из Куйбышевского военно-медицинского факультета. Поскольку Родион окончил учебу с отличием, ему предоставили право выбора среди пяти военных округов для продолжения службы.

А выбор за него фактически сделал отец – Михей Емельянович, который участвовал в штурме города-крепости Кёнигсберг.

– Хорошие там места, хотя и чужие. Но я верю, что вы сможете сделать самую молодую советскую область цветущей…

По просьбе молодого военврача, его отправили в Калининградскую область.     

Партийная работа

А дальше – кочевая жизнь – Знаменск, Гурьевск, Ладушкин. Именно в Ладушкине Нина Николаевна впервые возглавила женсовет воинской части. А основным местом работы Нины Николаевны была городское медицинское учреждение, где она работала медсестрой.

Активистку избрали в Ладушкинский совет народных депутатов, а когда на первом же заседании выбирали председателя горисполкома, и многие мужчины-депутаты решили «отсидеться в окопах», была выдвинута кандидатура Нины Николаевны.

Председателем Ладушкинского горисполкома Романовского стала в октябре 1968 года, когда ей самой было чуть больше 30 лет. Риск? Несомненно. Но Нина Николаевна оказалась человеком на своем месте. Все ее лучшие качества проявились сразу.

Во-первых, умение буквально «вгрызться» в проблему, уловить абсолютно все нюансы и найти правильный путь ее решения. Во-вторых, открытость – со своими бедами к ней мог обратиться любой человек, двери ее кабинета практически не закрывались. В-третьих, она твердо стояла на защите интересов людей труда.

Ладушкин постепенно стал одним из самых развитых населенных пунктов Багратионовского района.  Причем, она умела главное – убедить всех, от кого зависит решение той или иной проблемы в том, что это непременно нужно сделать. Потому что никогда не просила за себя – только за других. За мам, которым не достает мест для их детей в детских садах, за дом культуры, в котором протекает крыша, за жителей поселка, которые вынуждены ожидать автобуса на завалинке, вместо нормальной остановки.

Параллельно Н.Н.Романовскова училась в Высшей партийной школе.

Несколько лет назад в журнале «Балтийский альманах» вышла статья, посвященная советским и партийным органам Ладушкина. Приведу несколько строк из этой статьи: «Она, в отличие от своих предшественников, успела уделить большее внимание благоустройству города, созданию необходимых жилищно-бытовых условий для населения. По её инициативе в Ладушкине был построен водопровод, заасфальтировано большинство улиц, строился комбинат бытового обслуживания». Кроме того, в городе была открыта музыкальная школа, детский сад. Восстановлены имена многих погибших в Восточно-Прусской операции – герои войны перестали быть неизвестными солдатами.

В характеристике на председателя горисполкома есть и такие строки: «Под её руководством городской Совет неоднократно выходил победителем социалистического соревнования среди городских и сельских Советов района». А еще она предложила принять генеральный план развития города, что тогда было большой редкостью…

Интересное было время. Нелегкое, но очень энергичное. В 1975 году Багратионовский район ожидали перемены. Так, первым секретарем Багратионовского райкома партии был назначен Владислав Кузьмич Двуреченский, а третьим – Нина Николаевна Романовскова.

– Официально мама отвечала за идеологию, – рассказывает Наталия Родионовна Бадталова, – но что такое идеология в середине 70-х годов? Это постоянные поездки в колхозы и совхозы, на фермы и птицефабрики, бригады и полевые станы, это оживление» работы сельских домов культуры.

Обычно, когда у меня завершались занятия в школе, мама брала меня в эти поездки. Её очень любили женщины, которые трудились на полях и фермах. Мне кажется, что не было ни одного поселка, в котором мы не побывали. Она хотела показать мне, как трудно выращивают хлеб, ухаживают за скотиной, чтобы повышались удои молока, сколько усилий нужно затратить, чтобы обеспечить город сельскохозяйственной продукцией.

А еще она после окончания сельскохозяйственного года обязательно устраивала в Доме культуры поселка Нивенское слет женщин. Для всех участниц обязательно шили косынки нескольких цветов, обязательно пекли пироги. А в концертной программе в обязательном порядке стояла песня в исполнении Нины Николаевны – она очень красиво поет.

Но праздник праздником, а всегда находилось время обсудить проблемы. Так жительницы Ладушкина очень просили о новой школе. Романовскова приехала в свой прежний город, переговорила с родителями школьников, которые вынуждены были отправлять своих детей за десятки километров в другую школу, со строителями.  Была составлена проектно-сметная документация. Не хватало только одного – денег.

Она отправилась в кабинет первого секретаря Николая Семеновича Коновалова. Тот внимательно выслушал, согласился: да, школа нужна. Но нет денег. Вернее они есть, но на другой проект.

У Нины Николаевны потемнело в глазах. Она встала из-за стола, развернулась и направилась из кабинета.

– Стойте, куда же вы, – остановил ее голос первого секретаря. – Давайте мы еще раз внимательно рассмотрим все детали. Без школы трудно…

А спустя несколько месяцев дети из Ладушкина и близлежащих поселков переехали в новую школу на 950 мест…

И до сих пор Нину Николаевну сюда приглашают, помнят добро…

Светлогорский период

А что же Родион Михеевич? Ему по службе предлагали немало переводов, в том числе и в группу советский войск, находящихся в Восточной Европе. Он всегда отказывался – «Нине очень нравится работать с людьми, я горжусь всеми ее достижениями, чего же еще желать? Мы же – семья...»

В 1984 году Романовскову избрали председателем исполкома Светлогорского городского Совета народных депутатов. И в Светлогорске Нина Николаевна зарекомендовала себя трудолюбивым, добросовестным, инициативным работником, хорошим организатором.

И это время было особенное – где-то в глубине партийных организаций уже зрели ветры перестройки. Стало больше демократии, краснобайства, популизма и волюнтаризма.

А Светлогорск нуждался в переменах – в многоквартирных домах, объектах жилищно-коммунальной сферы, в детских садах, природном газе. Нужно было серьезно позаботиться о формировании дачных участков – партия взяла курс на самообеспечение населения продуктами садоводства и овощеводства.

Между тем, город был «дотационным», нужны были дополнительные средства на его развитие. Словом, проблем было выше крыши.

Нина Николаевна заочно окончила Ленинградский технический университет, стала экологом и поэтому одной из своих главных задач видела в создании более благоприятного экологического климата в районе. И в первую очередь нужно было построить объединенные канализационно-водопроводные очистные сооружения курортной группы городов. Уникальность этого проекта заключалось в том, что сооружений такого типа в России еще не было. Предполагалось, что канализационные и сточные воды после тройной обработки будут попадать в Балтийское море уже безвредными для окружающей среды. Проектная мощность – до 12 кубометров канализационных вод из трех прибрежных городов - Светлогорска, Пионерского и Зеленоградска.

Сколько сил, энергии и нервов потратила Нина Николаевна, чтобы довести эти планы до реального воплощения. Это была программа не одного-двух лет, а целого десятилетия – ОКОС в Заостровье введены в эксплуатацию в 1994 году.

Очень трепетно относилась Нина Николаевна к зеленому поясу Светлогорска. В то время в городе насчитывалось одних только деревьев 219 видов, и нужно было сделать так, чтобы все они сохранились для потомков.

Чтобы город зимовал комфортнее, была построена мощная котельная, которая в настоящее время уже переведена на природный газ. Кроме этого в район был «заведен» природный газ именно во время, когда председателем горисполкома была Нина Николаевна.

Из объектов ЖКХ были введены в эксплуатацию база Межрайонного водоканала и комбинат по благоустройству города.

Активно велось жилищное строительство – самый яркий пример – многоэтажные дома по Калининградскому проспекту в пос. Отрадное. Реконструированы и отремонтированы 111 домов довоенной немецкой постройки, построены два детских сада.

…Разыскивая своего отца, Нина Николаевна поставила перед собой цель – посвятить себя работе по увековечиванию памяти павших воинов, некоторые из которых были однополчанами ее тестя. В Светлогорске после войны было несколько братских могил, которые, в итоге, были сведены в три. Две - в Светлогорске (у озера Тихое и на выезде из города) и одна - в пос. Отрадное. А в 60-е годы из них сделали одну, установив скромный памятник.

Именно Нина Николаевна открывала мемориальный комплекс, который мы знаем сейчас, с 16-метровым обелиском – штыком винтовки. Сейчас здесь выбиты фамилии   воинов, павших в апреле 1945 года…

Вот такая она, Нина Николаевна Романовскова,  «наша душевная и любящая мама».

Юрий Москаленко

Материал подготовлен Калининградским региональным отделением СЖР 


Поделиться:
Хартия солидарности за возрождение, сохранение и защиту традиционных семейных ценностей