#ЛИЦАСЖР: Мурзина Ирина Яковлевна

#ЛИЦАСЖР: Мурзина Ирина Яковлевна


#ЛИЦАСЖР: Мурзина Ирина Яковлевна

Ирина Яковлевна Мурзина – наш давний партнер и единомышленник, во многом задающий культурологический тренд региональной идентичности на Урале. А ведь знание своей земли – это основа ответственности за нее и, как следствие – важный компонент духовно-нравственного воспитания детей и подростков. Поэтому так актуальна была всегда работа Ирины Яковлевны, которая занимается исследованием темы уральской идентичности и ее внедрением в систему общего и высшего образования в регионе.

Ирина Яковлевна – доктор культурологии, профессор, директор Института образовательных стратегий, автор образовательных программ и зачинатель множества просветительских инициатив в рамках национально-регионального компонента образования. К их числу относятся как заслуженные региональные проекты - «История Урала», «География Урала», «Художественная культура Урала» - так и новые инициативы, такие, как разработанный совместно с Ассоциацией кадетских и казачьих классов и клубов Свердловской области региональный культурно-просветительский патриотический проект «Мы – уральцы». Этот проект решает задачи регионального образования  по созданию системного, охватывающего все уровни образования (от дошкольного образования – до профессионального, включая дополнительное образование и досуговые практики) проекта, посвященного истории и современному существованию региона. В основе этого проекта – реализация идеи единства урочной, внеурочной и внешкольной деятельности и понимание, что это возможно при объединении образовательного, культурного и интеллектуального пространства региона.

Цель работы И.Я. Мурзиной и ее коллег – создание и реализация регионального культурно-просветительского патриотического проекта, направленного на формирование позитивной идентичности (личностной, региональной, общегражданской) и обеспечивающего единство всех ступеней образования. В программе обозначены три направления, взаимодополняющих друг друга: информационно-просветительское, позволяющее познакомить детей, педагогов, родителей с историей и современной жизнью региона; образовательное, направленное на повышение квалификации педагогов; издательское – для учебно-методического обеспечения педагогической деятельности. 

И каждое из этих направлений тематически раскрывается. Например, тема «Пути-дороги» говорит о возможностях туристско-краеведческой деятельности, освоения пространства региона в едином геокультурном пространстве; тема «Дом и все, что в нем» обращается к музейно-педагогической составляющей образования; тема «Их судьбы, как созвездия планет» направлена на изучение образов человека и в уральском искусстве и кейсов нравственно-этического содержания, опирающемся на факты и реалии современной жизни.

«Нельзя быть нравственным абстрактно, без привязки к географическому пространству, - считает И.Я. Мурзина. – И освоение своей земли надо начинать с мысли: «для того, чтобы полюбить, надо знать». Мы так долго жили, «под собою не чуя страны», что возникает потребность узнавания места жизни. 

Для одних людей – это ответ на интуитивную связь с местом жизни, а для других – и вопроса такого нет. Обе эти позиции существовали раньше и присутствуют по сегодняшний день. Это не связано с тем, что у тебя здесь несколько поколений жили. Скорее, вопрос в том, насколько тебе важно место, земля, на которой ты живешь, насколько оно для тебя значимо».

Еще в конце 1990-х И.Я. Мурзина вместе со своей подругой и коллегой Натальей Геннадьевной Кряжевой инициировала проект «Екатеринбург – мой любимый город», в рамках которого были выпущены несколько книг для школьного возраста, которые были направлены на формирование городской идентичности екатеринбуржцев. Многие идеи этого проекта сразу реализовывались тогда в школах нашего города. С тех пор многие значимые краеведческие проекты могут похвастаться участием И.Я. Мурзиной.

А в преддверии Года памяти и славы И.Я. Мурзина вместе с Областным центром кадетского образования (сотрудничеством с которым наша героиня особенно дорожит) запустила региональный культурно-просветительский патриотический проект «Мы – уральцы!» Проект решает задачи регионального образования по созданию системной, охватывающей все уровни образования (от дошкольного образования – до профессионального, включая дополнительное образование и досуговые практики) программы, посвященной истории и современному дню региона.

Частью проекта «Мы – уральцы!» является городской проект «Екатеринбурговедение», в рамках которого разработано методическое обеспечение для тематического урока по истории города. Для проекта выпущены замечательные раскраски «Город Екатерины» со стихами екатеринбургской поэтессы Татьяны Владимировны Горкуновой и дополненной реальностью. Урок екатеринбурговедения уже был проведен в пилотных школах, и на очереди – разработка курса, к которому уже подобраны электронные ресурсы, систематизирован визуальный материал, собран содержательный исторический материал. Вести курс может каждый педагог, так как его вариативность позволяет привязать уроки к любой предметной области. Обучение может идти по нескольким содержательным линиям, причем в проекте заложены возможности для детско-родительских активностей, которым школа могла бы дать направление. Это означает, что возникает дело, которое увлекает ребенка и значимого для него взрослого; и, как мы понимаем, такое дело создает пространство продуктивного общения и помогает преодолеть межпоколенческий разрыв.

 ///  ///  ///  ///  ///  ///  ///  ///  ///Урок «Екатеринбург – мой любимый город» на "Канале 41" с участием И.Я. Мурзиной. ///  /// ///

«Я не думаю, что это одномоментный проект, - говорит Ирина Мурзина. - Его надо делать постепенно, поступательно в течение нескольких лет, если мы хотим, чтобы 300-летие Екатеринбурга было ознаменовано не только спортивными достижениями, но и тем, чтобы наши дети могли рассказать о своем городе, чтобы они почувствовали, что это – их город. Мы – интеллектуальный город, мы – город науки, мы – город необыкновенно творческий, город гражданственный. Мы – город производств, причем перспективных. Только одной историей жив не будешь, но и без истории не будешь тоже. Надо найти баланс».

Возникает радость от того, что мы сотрудничаем с такими вдохновенными женщинами, которые высоко поднимают планку образовательных инициатив в регионе, помогают педагогам и детско-родительскому сообществу объединяться вокруг важной темы родной культуры!

Материал подготовлен Свердловским региональным отделением СЖР


Поделиться:
Хартия солидарности за возрождение, сохранение и защиту традиционных семейных ценностей