#ЖенскоеЛицоПобеды

#ЖенскоеЛицоПобеды


#ЖенскоеЛицоПобеды

В рамках совместного проекта Совета женщин с ГБПОУ ПК им. Н.Н. Годовикова, «Женское лицо Победы» студенты колледжа (группа 2 ГД - 4) Анна Долгополова, Мария Мишкорудникова, Виктория Анохина, Валерия Ушакова прислали свои работы, посвященные легендарной летчице - Герою Советского Союза - Валентине Степановне Гризодубовой.

Сочинение Марии Мишкорудниковой (в данной подборке) мы размещаем на сайте, как наиболее полно раскрывающее историю жизни и подвигов удивительной женщины - В. С. Гризодубовой.

image_0

В.С.ГРИЗОДУБОВА – ЖЕНЩИНА-ЛЕГЕНДА

Валентина Степановна Гризодубова – легендарная летчица, первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза, единственная женщина, имеющая звание Героя Социалистического труда.

Она родилась в Харькове в 1910 году в семье авиаконструктора и изобретателя Степана Гризодубова. Это была любящая семья, где все было подчинено мечте отца: спроектировать свой самолет и подняться на нем в небо. В 1908 году в кинотеатре он впервые увидел фильм о полете братьев Райт, и именно они послужили началом великой истории. Степан выкупил у киномеханика несколько кадров с изображением самолета и по ним начал строить свою машину. У изобретателя не было денег на покупку двигателя. Его пришлось делать в собственной мастерской. Его жена Надежда Андреевна была модисткой. Она самостоятельно обшила перкалем (плотным хлопком) крылья самолета. Первые две модели просто не взлетели, третья пролетела несколько сотен метров. В своей четвертой модели Степан Гризодубов был настолько уверен, что взял с собой в полет двухлетнюю дочь Валю, привязав ее у себя за спиной. Так начался путь в небо будущей летчицы. Степан сутками пропадал в ангаре и на аэродроме, а дочь все время была рядом, получая знания о самолетостроении из первых рук. В четырнадцать лет она подняла в воздух свой первый самолет, участвуя в слете авиатором в Коктебеле.

image_0

Не меньшие успехи Валентина показывала в музыке. После окончания музыкальной школы она поступила в Консерваторию по классу рояля и одновременно училась в Харьковском технологическом институте. Но желание летать победило. В 1928 году в Харькове открылась первая школа пилотов гражданской авиации. Гризодубова окончила годичный курс аэроклуба за три месяца. После окончания школы-летчиков-инструкторов Валентина уже сама ставила на крыло группу из 86 будущих летчиков. Ей тогда шел всего 21-й год.

В октябре 1937 года Валентина установила 5 мировых рекордов по высоте, скорости и дальности полетов. Ее главной целью, ее страстью была авиация родной страны, которая должна была быть самой передовой, лучшей в мире. В те годы мировой рекорд по дальности полета среди мужчин принадлежал Михаилу Громову (10 148 км), а мировой женский рекорд по дальности полета на тяжелом самолете был у французской летчицы (4360 км). В 1938 Валентина Гризодубова задумала беспосадочный перелет на Дальний Восток. Штурманом она пригласила Марину Раскову, а вторым пилотом – Полину Осипенко. 24-25 сентября 1938 г. на самолете АНТ-37 «Родина» отважные летчицы установили женский мировой рекорд дальности полета. За 26 часов 29 минут беспосадочного перелета экипаж покрыл расстояние в 6450 км, перекрыв мировой рекорд более чем на 2000 км. За выполнение этого перелета и проявленные при этом мужество и героизм Валентине Гризодубовой было присвоено звание Героя Советского Союза.

image_0

В 1937-1946гг. Валентина Степановна была депутатом Верховного Совета СССР. И в эту свою работу она вкладывала всю душу. Гризодубова получала тысячи писем со всей страны и никому не отказывала в помощи. На конвертах указывали просто: «Москва, Кремль, Сталину и Гризодубовой». В ее архиве сохранилась тетрадь, где 4500 фамилий людей, спасенных ею от репрессий, несправедливых решений.

В 1939г. Валентину Степановну назначили начальником Управления международных воздушных линий СССР. Под ее руководством начались первые международные полеты.

Через два года, с первых дней войны, на этих же самолетах и с этими же летчиками Гризодубова совершила первый боевой вылет. Они были задействованы в дивизии особого назначения по выброске десантов в глубокий тыл противника. А в 1942г., когда в Красной Армии появилась авиация дальнего действия, Валентина Степановна обратилась к И.В. Сталину с предложением сформировать полк тяжелых бомбардировщиков на базе мирного транспортного самолета Ли-2. Она создала этот мужской полк, состоявший из бывших гражданских летчиков, и командовала им почти всю войну. На счету полковника Гризодубовой было около 200 боевых вылетов (в том числе 132 – ночных) на самолете Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов и для доставки военных грузов партизанам.

image_0

С 1946 по 1963гг. В.С.Гризодубова была заместителем начальника НИИ-17 по летной части. Гризодубова лично принимала участие в полетах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования.

В 1986г. за вклад в создание бортовых радиоэлектронных комплексов и систем В.С.Гризодубовой было присвоено звание Героя Социалистического труда.

image_0

В.С.Гризодубова скончалась 28 апреля 1993 года в Москве в возрасте 84 лет.

На Кутузовском проспекту перед НИИ-17 (в настоящее время Концерн «Вега») ей поставлен памятник, а на доме, в котором она жила –  мемориальная доска. Имя летчицы носят улицы в Москве, Екатеринбурге, Новосибирске, Ставрополе, Смоленске, Владивостоке, Жуковском, других городах России, а также в Донецке и Алма-Ате.

image_0

Валентина Степановна всю жизнь последовательно ломала стереотипы восприятия людей. Она доказала, что человек может сочетать в себе прекрасное знание техники, любовь к музыке, бесстрашие, точный расчет, любовь к Родине, презрение к опасности и внимание к нуждам других людей.

Личности такого масштаба еще долго служат маяками для последующих поколений.

Материал предоставлен Московским региональным отделением СЖР 


Поделиться:
Хартия солидарности за возрождение, сохранение и защиту традиционных семейных ценностей