«Женское лицо Победы». В.С. Гризодубова

«Женское лицо Победы». В.С. Гризодубова


«Женское лицо Победы». В.С. Гризодубова

2 апреля в рамках программы Союза женщин России «Женское лицо Победы» состоялся открытый урок в ГБОУ «Школа № 648» им. А.Г. Карлова для активистов музейного комплекса «Отечество». Урок был посвящен удивительной женщине - Валентине Степановне Гризодубовой.

Провела урок Г.В. Бакина – представитель Московского регионального отделения СЖР и одновременно член Президиума РОО «Московский городской совет женщин».

image_0

Галина Владимировна подготовила к уроку уникальные документы – оригиналы и копии газет выпуска 1938 года. Передовицы газет восторженно писали о мировом рекорде, который установили советские летчицы - Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова. 

Валентина родилась в семье изобретателя и лётчика Степана Васильевича Гризодубова 31 января 1910 года. Уже в два с половиной года Валентина поднялась в небо на отцовском аэроплане с харьковского аэродрома, привязанная к отцу ремнями. В 14 лет она совершила первый полёт на планере в  Коктебеле на слёте планеристов.

После окончания средней школы поступила в Харьковский технологический институт. Параллельно окончила музыкальное училище  по классу рояля и была зачислена в консерваторию. 

В возрасте 14 лет участвовала в слёте планеристов в Коктебеле. Окончив среднюю школу, Валентина поступила в Харьковский технологический институт, а параллельно была зачислена в консерваторию. Но девушку манит небо, и она поступает в 1-ю Тульскую лётно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа. В 1929 году Гризодубова уже учится в Пензенской школе лётчиков-инструкторов. С 1930 по 1937 годы она работала лётчиком-инструктором сначала в Туле, а затем в Москве. Валентина облетела почти всю страну на различных типах самолётов того времени. В одном лишь 1937 году Гризодубова установила пять мировых рекордов на лёгкомоторных самолётах. В 1938 года Валентина в качестве командира экипажа вместе с двумя другими легендарными лётчицами – Полиной Осипенко и Мариной Расковой – на самолёте «Родина» улетели в историю. Они совершили беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток. Это был международный женский рекорд дальности полёта (за 26 часов 29 минут советские девушки пролетели 6450 километров). Самолёт из-за прерванной радиосвязи вынужден был сесть в тайге, на болото. Экипаж был обнаружен с воздуха и благополучно доставлен на Большую землю. За этот перелёт 2 ноября 1938 года весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза. Гризодубовой была вручена «Золотая звезда» № 104.  В 1939 году Валентина Степановна назначается начальником Управления международных воздушных линий СССР и параллельно учится в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота. Все эти годы знаменитая лётчица вела большую общественную работу. Была депутатом Верховного Совета СССР.

image_0

Мирная жизнь оборвалась из-за вторжения фашистских войск на территорию СССР. Началась кровопролитная, изнурительная война. 

7 сентября 1941 году Валентина Степановна Гризодубова возглавила Антифашистский комитет советских женщин, была членом комиссии по расследованию злодеяний фашистских захватчиков. Гризодубова занимала очень активную жизненную позицию. Она помогла вернуть из лагерей и ссылок почти пять тысяч человек. Примечательно, что именно ей и лётчику Михаилу Громову принадлежит заслуга в возвращении с Колымы Сергея Павловича Королёва. Используя все свои знакомства, визиты в Кремль и по другим инстанциям, они добились, что талантливого конструктора перевели в «Туполевскую шарагу» ЦКБ-29 НКВД. Став большим начальником и депутатом, она пыталась помочь самым разным просителям. К ней приходили, приезжали и звонили с самыми различными вопросами.

В 1942 году ей было поручено укомплектовать 101-й авиационный полк дальнего действия из состава пилотов Гражданского флота. В состав полка были включены и лётчики, которые летали ещё с отцом Гризодубовой и те, кого она сама подготовила с предвоенные годы. Валентина Степановна сама постоянно вылетала на боевые задания – бомбить врага, оказывать помощь партизанам. Задачи перед 101-м полком всегда ставились сложные. Надо было пробиться к далёким целям в тылу противника, отразить атаки фашистских истребителей. Техника была несовершенная, летать приходилось в любую погоду и выйти на цель без ошибки. Вот Валентина Степановна на своём личном примере и показывала, как это надо делать. Особые трудности вызывали полёты к партизанам. Много надо было уметь, чтобы добраться до места дислокации партизан, сесть на плохо подготовленную полосу, разгрузиться, забрать раненых, детей, связных, взлететь и вернуться на Большую землю. Лётчики полка вывезли из тыла противника 4 тысячи раненых, много детей, доставили в Центр множество оперативных документов, добытых у врага разведчиками и партизанами. Полк стал гвардейским, Краснознамённым, Красносельским. С 1946 года Валентина Гризодубова вернулась к мирной жизни. Работала в гражданской авиации, заместителем начальника НИИ-17 (позднее – институт приборостроения) по лётной части. Институт разрабатывал радиоэлектронные приборы для армии и гражданской авиации. Она лично принимала участие в испытательных полётах. Умерла В. С. Гризодубова 28 апреля 1993 года и похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.  В Северном округе столицы на Ленинградском  проспекте на доме 44 ( в котором жила Валентина Степановна Гризодубова) установлена памятная  доска. Также в разных городах России и зарубежья есть музеи и улицы,  названные в ее честь. Имя славной дочери Отчизны – не забыто!

image_0

Надо отметить, что на протяжении всего урока ребята были сосредоточенно внимательны, вслушивались в каждое слово, которое было наполнено Галиной Владимировной яркими,  уникальными и  образными историями  из жизни Валентины Степановны. Перед их воображением проплыла непростая судьба  удивительной летчицы. Это была не сухая констатации данных из Википедии,  а  реальная жизнь  женщины, наполненная   своими трудностями и сложностями, своими победами и  триумфами,  своими потерями и переживаниями.  Ее жизнь – уникальный пример сочетания мирных и военных подвигов!  

Материал подготовлен Московским региональным отделением СЖР


Поделиться:
Сферы деятельности: Социальное партнёрство