«Женское лицо Победы»

«Женское лицо Победы»


«Женское лицо Победы»

14 апреля представители Московского регионального отделения СЖР и региональная общественная организация «Московский городской совет женщин» провели открытый урок, посвященный В.С. Гризодубовой, для учеников школа № 1679.

Урок проходил в 8 «А» классе. Классный руководитель - Лампицкая Т.В.

Тамара Владимировна преподает русский язык и литературу. Уже вначале подготовки к уроку было заметно, что это особенный класс, дружный сплоченный и самое главное эмоционально подготовленный. Классный руководитель ведет ребят с 5 класса и это одна дружная команда. Педагог, тонко улавливающий все оттенки русского языка, учит ребят понимать слово, его эмоциональную окраску, гамму чувств и эмоций.     Автобиографическая история жизни легендарной летчицы как раз наполнена  яркими событиями, горячими устремлениями, мечтой о дальних полетах и рекордах, мирными и военными подвигами.  Главное, ее сердце всегда было наполнено любовью к людям, стремлением помочь в трудную минуту,  чувством дружбы и ответственности.

image_0

Представитель Совета женщин Галина Бакина подавала материал, опираясь на воспоминания современников. Это позволили ребятам лучше понять масштаб личности Валентины Степановны Гризодудовой. 

Из характеристики на учлета Харьковской школы Осовиахима Гризодубову Валентину. «Боязни полета нет, летать любит и хочет… Может быть допущена самостоятельно на самолете «Авро» и, вполне очевидно, на боевой самолет.  Относительно дальнейшего использования сказать трудно, так как для женщин средней физической конструкции, нагрузка летчика строевых частей непосильна».

Следующие воспоминания относятся к периоду Великой Отечественной войны Вспоминает генерал-полковник авиации Громов: «При подготовке к перелету меня вызвалии спросили: - Как вы думаете, Гризодубова справится с таким ответственным полетом? Тогда я очень хорошо знал всех способных летчиков и летчиц. Поэтому, нисколько не задумываясь, ответил: «Если кто и справится, так именно Гризодубова»…  

Вспоминает Главный маршал авиации Голованов:. «Сталин был немного удивлен, что на должность командира полка, где будут нести службу мужчины, предлагается женщина, но против моих доводов не возражал». 

Вспоминает полковник Верхозин: На аэродром в Хвойную прилетела Гризодубова. Известная старая истина гласит, что жизнь солдат в бою зачастую зависит не только от силы противника, но и от способностей командира, ведущего подчиненных в бой. От того, как правильно и умело организует он предстоящее сражение, зависит, насколько сохранится личный состав. Валентина Степановна, используя свою власть, по-прежнему могла посылать экипажи в тыл врага и терять их в бою с истребителями противника. Могла, но это было не в ее характере. Она выяснила причины неудач, изучила тактику воздушного противника и предложила изменить тактику действий наших летчиков, чтобы свести на нет преимущества фашистских истребителей в воздухе». 

Далее полковник Верхозин вспоминает: «Летели днем в осажденный Ленинград. За штурвалом самолета сидела Гризодубова. Вторым летчиком был Жора Чернопятов. Внизу простирались воды Ладожского озера. В воздухе кружились десятки фашистских истребителей. Встреча даже с одним из них не предвещала ничего хорошего. Валентина Степановна снизилась до самой воды — лопасти винтов едва не задевали верхушки волн…  Еще один очень показательный случай из жизни В.С. Гризодубовой. Снова вспоминает полковник Верхозин: «После возвращения с боевого задания командир полка находилась на старте. Вдруг все увидели, что самолет соседнего полка стал подавать световые сигналы бедствия: «Иду немедленно на вынужденную посадку». Моторы не работали. Не дотянув 100 метров до посадочной полосы, самолет ударился о землю и загорелся. Огонь мгновенно охватил машину, языки пламени лизали несброшенные бомбы. Послышался крик о помощи. И, как ни странно, ни командир соседнего полка, ни офицеры штаба не бросились на помощь своим товарищам. Их сковал страх перед неизбежным взрывом бензобаков и бомб. Пример показала В.С. Гризодубова. Она побежала к горящему самолету, за ней последовали офицеры и сержанты нашего полка. Обжигая лица и руки, люди открыли заклиненную дверь самолета и вытащили раненых из огня. Опоздай они на одну минуту — все было бы кончено... Утром, возвращаясь с аэродрома, я спросил Гризодубову: — Товарищ командир, когда вы бежали к самолету, знали, что он может в любую секунду взорваться? — Знала, — ответила она. Мы искренне завидовали ее смелости и чувствовали себя виноватыми

Воспоминания партизанского командира Сабурова А,Н. : «Очень смелая женщина, решительная, дерзкая в осуществлении намеченного».

image_0

После урока, ребята не разлетелись в разные стороны, а сосредоточенно изучали подготовленные демонстрационные материалы -  копии старых газет ( выпуск 1938 года), плакатную продукцию и конечно же старый авиационный шлем.  Шлем манил к себе, ребята с удовольствием примеряли  его, и возможно в этот момент  мечта уносила их высоко в небо.  


Поделиться:
Сферы деятельности: Социальное партнёрство