"Холокост - это не только память, но и предупреждение..."

"Холокост - это не только память, но и предупреждение..."


"Холокост - это не только память, но и предупреждение..."

В Екатеринбурге в преддверии празднования Победы при поддержке Союза женщин России работает выставка «По велению сердца». Она посвящена тем людям, которые в годы войны с риском для жизни помогали евреям, оказавшимся на оккупированных нацистами территориях. В нашей стране многие женщины занимаются темой Холокоста, чтобы в обществе сохранялась память о его уроках. Одна из них - известная писательница, журналист, член президиума Российского еврейского конгресса Алла Гербер. Она посетила открытие выставки «По велению сердца» в Екатеринбурге, и мы задали ей несколько вопросов по поводу ее опыта противостояния беспамятству в обществе.

 "– Вы очень долго занимаетесь темой Холокоста. Расскажите, как вы к этому пришли? 

– Путь был довольно длинным. Всегда в моей памяти будет рассказ о моей одесской бабушке, которая была прикована к постели. Ее семья жила на пятом этаже, и нацисты ее тащили вниз за ноги. На первом этаже она уже была мертва. Были расстреляны два моих племянника, очень талантливые мальчики, и моя тетя. Другой дядя ушел в Бабий Яр. А потом, после войны, когда было эхо Холокоста в нашей стране, появился государственный антисемитизм – забрали моего папу, крупного инженера шарикоподшипникового завода, и посадили в тюрьму на семь лет как агента сионизма. Когда началось «дело врачей», я видела, как били нашего любимого Арона Моисеевича из аптеки на углу. Женщины, которые его обожали, они же его и били. Потом, когда началась перестройка, я и несколько моих знакомых-писателей организовали независимое движение писателей «Апрель». Там были Приставкин, Евтушенко, Татьяна Толстая и другие, в целом довольно много. На сбор движения «Апрель» в начале 1990 года ворвались члены неофашистской организации «Память» с криками «Жиды, убирайтесь», а мне просто сказали: «Мы тебя зарежем». 

– При том что там были и русские, и представители других национальностей? 

– Это не играло абсолютно никакой роли. Им было все равно. Важно было бить, с этим криком, привычным для черной сотни. Там евреев, действительно, было раз-два и обчелся. Все это привело меня к тому, что Холокост – это не только память, но и предупреждение. Этот месседж потом стал девизом нашего центра «Холокост». И когда замечательный ученый Михаил Яковлевич Гефтер и историк Илья Альтман меня позвали делать центр «Холокост», я сказала: «Давайте». Хотя я раньше не писала об этом ничего, я писала о кино, о театре. И вот уже 27 лет я служу этому движению: Холокост – это не только память, но и предупреждение. Это моя миссия. 

 – Все ли уроки Холокоста нами усвоены? 

 – Конечно, не все. Об этом порой говорят совсем не так и не то. И это большая беда. Поэтому я и призываю тех ребят, с которыми встречаюсь: читайте, думайте сами. Я очень боюсь пропаганды – мы знаем, на что способна пропаганда. Она очень опасна. Сейчас идет сложнейшая история с Украиной, сложнейшая история с поляками, там очень много всего переплелось. И вот так рубить сплеча – это значит опять подогревать ненависть. Этого я боюсь больше всего: опять враги, ненависть, что сегодня уже подхвачено всеми, – но это ведь то же самое! Такого нельзя допускать. Я не говорю, что нет виноватых, просто это очень сложная история. В этой истории много кто не прав, это невероятно сложный комок! Надо разбирать все по косточкам, а не бухать: «все враги». Ведь это ужасно! 

 – Именно это и приводит снова к тем же трагедиям. 

 – Конечно! 

 – Мы знаем историю вашего отца. И знаем, что с ним в лагерях сидели не только евреи. Считаете ли вы, что имеет право на существование термин «русский геноцид»? 

– Абсолютно. И можно говорить о геноциде любого народа, который населял Советский Союз. Мы знаем, какие были депортации кавказских народов, немцев. И раскулачивание, и голодомор, и сама война – ведь там страдали все. И русский народ, и украинский. Но это не значит, что надо возненавидеть друг друга – наоборот, надо понимать, что мы все страдали от одних и тех же тяжелых режимов. Режимов диктатуры и тирании. И нам надо понимать, что режим может сделать с помощью пропаганды. Понимать, что такое вообще человек. Что такое мы, на что мы способны, сколько в нас добра, сколько в нас злости. Глина ли мы – или мы способны сопротивляться, потому что у нас есть голова и есть достоинство".  


Поделиться:
Сферы деятельности: Культура и духовность
Хартия солидарности за возрождение, сохранение и защиту традиционных семейных ценностей