Дневник Второго межрегионального форума «Театр+школа: точки роста»

Дневник Второго межрегионального форума «Театр+школа: точки роста»


Дневник Второго межрегионального форума «Театр+школа: точки роста»

Форум шел в течение пяти дней: три основных рабочих дня - с 27 по 29 октября и два дополнительных дня, посвящённых проектам в области театральной педагогики  - 22 и 31 октября. 

Посмотреть видеорепортаж о проекте "Театр+школа: точки роста. Северо-Запад" можно на YouTube-канале Союза женщин России.

27 октября2021 г. состоялось Торжественное открытие Форума.

Гостей и участников форума приветствовали:

  • Учредители проекта: от Камерного музыкального театра «Эль Арт» художественный руководитель Шумилова Элеонора Валентиновна,
    от Общероссийской общественно-государственной организации «Союз женщин России советник председателя Федосеева Галина Михайловна
  • Стратегический партнер проекта: от Лаборатории социокультурных образовательных практик Научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета (ЛСКОП НИИ УГО МГПУ) театровед, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник (ЛСКОП НИИ УГО МГПУ), сотрудник отдела зрительских проектов МОГТЮЗ - Никитина Александра Борисовна
  • Партнеры от Петрозаводска - неофициальной столицы проекта: от министерства культуры республики Карелия заместитель Соловьев Сергей Иванович,
    от министерства образования заместитель министра Волкова Наталья Дмитриевна,
    от Карельского регионального отделение Союза женщин России руководитель Малышева Елена Викторовна
  • Партнер от Санкт-Петербурга: от социально экономического института, Санкт-Петербургского регионального отделения Союза женщин России ректор института, амбассадор Санкт-Петербурга Калинина Елена Ивановна

Учредители и партнеры проекта отметили, как после установочных очных сессий проекта «Театральная педагогика и режиссура образовательного события» в регионах повысился интерес к театральной педагогике, и какое он получил развитие, а также подчеркнули необходимость возврата к ТЮЗам и Театрам кукол и профессии «Театральный педагог» в общем образовании. 


28 октября 2021 г. состоялась панельная дискуссия «Театральная педагогика как ответ на вызовы современности».

  • Ведущие, эксперты проекта:
    Никитина Александра Борисовна, театровед, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник (ЛСКОП НИИ УГО МГПУ, сотрудник отдела зрительских проектов МОГТЮЗ)
    Климова Татьяна Анатольевна, старший научный сотрудник Лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, ученый секретарь секции Театральной психологии и педагогики Российского психологического общества (РПО)

Дискуссия позволила выявить, на каком этапе развития находятся представления о театральной педагогике в регионах и стала «формой обратной связи» с участниками проекта из республики Карелия, Калининградской области и Санкт-Петербурга. Большинство участников установочных семинаров в регионах отметили, что в их зоне существуют отдельные очаги зарождающейся театральной педагогики, но по большей части они разрознены, количество сфер применения и форм работы ограничены. Даже Москва показала низкий уровень объединения и систематического общения при большом и разнообразном фактическом наличии объединений театральной педагогики. 

Существенно отличаются в представлении о своей театрально-педагогической работе Санкт-Петербург и присоединившаяся к работе форума Северная Осетия-Алания. 
В Петербурге можно отметить существование мощного сообщества, работающего в зоне дополнительного образования, неравномерно развивающиеся связи между ведомствами культуры, образования и соцзащиты, наличие общих представлений об интеграцию в общее образование. 

Участники форума от Северной Осетии принадлежат к ведомствам культуры, образования, социальной защиты. Они сотрудничают, ценят межведомственные связи и ощущают себя единым сообществом. Особенно заметна в этом регионе интеграция студийной работы для «условно нормотипичных» и «не нормотипичных» детей, включённость профессиональных артистов и психологов в театральную работу с детьми. Они глубоко понимают дело, которому они служат, но не имеют опыта интеграции в общеобразовательный процесс школы. 

Итог этой дискуссии можно подвести словами слушателя семинаров в Санкт-Петербурге Ольги Миловидовой, заместителя директора ГБОУ школа №204, сказанными от имени сообщества вовлечённых в театральную педагогику петербуржцев: «Сами Педагоги, по образованию актеры и режиссёры, необязательно включены в педагогическую парадигму. А учителя общеобразовательных школ совсем не знают о приёмах актёрской и режиссерской работы. Их интеграция поможет перестать быть ментором, авторитарным учителем, слово которого последнее. Поможет выйти на диалоговый стиль общения с детьми, позволит не расстраиваться, а радоваться ошибкам…».

29 октября 2021 г. прошла завершающая дискуссия «Перспективы создания местных сообществ театральной педагогики». 

Основные дни форума подытожила чрезвычайно эмоциональная завершающая дискуссия. Участникам не хотелось расставаться друг с другом, с организаторами и ведущими. Все отметили, что для них наиболее значимым событием всего форума стала сама встреча: встреча друг с другом и со спикерами, возможность общаться в сессионных залах и совместно работать над творческими заданиями, узнать о самом факте существования друг друга и о работе друг друга.

Для каждого участника наиболее значимыми стали различные семинары и занятия: для кого-то уроки режиссуры, для кого-то психологии, для кого-то занятия, посвящённые музыкальному театру или музейной педагогике, — это зависело от конкретных профессиональных интересов. 

Участники также отметили, что они ощутили по-новому свою миссию и сформулировали её как «смену педагогической парадигмы и способствование рождению педагога нового типа». 

Необходимые виды поддержки:

Участники сформулировали необходимые виды поддержки для дальнейшего продвижения проекта: 

Контактный центр для постоянного обмена информацией, группа в социальных сетях; 

Инструменты, противостоящие профессиональному выгоранию;

Широкая дискуссия и в итоге управленческие решения, позволяющие изменить сложившиеся на сегодняшний день устаревшие традиции фестивального движения, требования и критерии фестивальных жюри и требования руководства по участию и результативности фестивальной деятельности;

Семинары и мастер-классы, круглые столы и тренинги в режиме офлайн;

Документы, поясняющие возможности составления программ, расписаний образовательных проектов и концепций, регламентирующие деятельность театрального педагога. 


22 и 31 октября 2021 г. состоялись семинары-практикумы «Проектная деятельность в театральной педагогике».

Во время установочного занятия 22 октября слушатели обсудили, что такое образовательный проект и в чём его особенности, а также в чём особенности проекта, решённого в жанре театральной педагогики. Обсуждались возможности исследовательских, творческих и смешанных проектов и выстраивали модельные примеры. Также проекты, концентрирующие своё внимание в одной предметной зоне или охватывающие несколько предметных зон. Говорили о преимуществах гибкого и жёсткого типа планирования. Учились формулировать проблему, актуальность, цели и задачи проекта, его адресную группу и этапность так, чтобы избежать внутренних противоречий. 

В этот день в творческих пробах родилось множество интересных идей, которые, вполне возможно, участники захотят в дальнейшем воплощать в жизнь. 

31 октября эксперты А.Б. Никитина и Л.В. Макмак работали по индивидуальному графику.  Они помогали участникам оформить их личные образовательные проекты. В результате работы на вечерней общей линейке они представили паспорта своих проектов. Среди них очень разные по направленности и масштабу, но все очень нужные и интересные: детско-родительские клубы; блоги, пропагандирующие средствами искусства здоровый образ жизни; творческие конкурсы, направленные на вовлечение молодёжи в мир культуры; фестивали, работающие на обретение позитивного имиджа региона; и даже спецкурс для студентов негуманитарных отделений педагогического института по театральной педагогике. 

Участники отметили, что проектная сессия была очень плодотворной и позволила по-новому взглянуть на свою работу и структурировать свои практики. 


Резюме: В целом форум прошёл структурировано, активно и плодотворно. Хочется верить, что посеянные зерна прорастут, а местные сообщества сформируются и будут активно влиять на образовательную ситуацию в регионах. 

На заметку: 

Рекомендуемые интернет-ресурсы о театральной педагогике

  1. Блог «И ТП и ТД» как источник профессиональной информации
  2. Блог Лаборатории социокультурных образовательных практик Научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета, стратегического партнера проекта «Театр+школа: точки роста» (ЛСКОП НИИ УГО МГПУ). В Блоге ЛСКОП МГПУ более 100 постов по театральной педагогике, где можно найти ответы на все типы запросов, высказанных участниками форума. 

Автор статьи: Г.М.Федосеева, советник Председателя, куратор социокультурных программ Союза женщин России


Поделиться: