Личный рекорд - 10 километров половиков. Пока

Личный рекорд - 10 километров половиков. Пока


Личный рекорд - 10 километров половиков. Пока

Мастер из Каргополя Татьяна Панина давно признанный ас ткацкого дела. Званиями не обделена. Побед не сосчитать. Для дипломов уже и места не найти. А вот решила поучаствовать в ежегодном конкурсе Совета женщин Архангельской области, в номинации «Хранительница северных традиций».

  Про людей-волшебников

Удивляюсь – зачем ей это? Чтобы себе еще раз что-то доказать, перед другими основательнее утвердиться? Ответ неожиданный:
- Никогда никому не хочу ничего доказывать. Просто знаю работу девочек из Центра культурного развития. Ведь участников на конкурс непросто найти. Поддержала их. Поэтому и выбрала форму сказки для представления, чтобы можно было о себе говорить в третьем лице.

И действительно, есть такая сказка. И, вроде бы про девочку… без имени, которая росла в чудесном Каргополе, где каждый человек – волшебник. Но на самом деле совсем не про нее. А про каргопольских людей-волшебников, что учили девчонку своим секретам. А имена такие, что всей области известны, да и за пределами.

Например, Надежда Федоровна Ворощук, что создала в уникальных божественных Лядинах * музей, растила там лен, чтобы учить малышню прясть, познакомила девочку с азами.

- После педагогического училища я туда приехала, - дополняет свою сказку Татьяна. - Вела факультатив с детьми по плетению из бересты. И еще мы театр кукольный создали. Я сшила кукол, сделала декорации, а муж Надежды Федоровны смастерил ширму.

  Ткать радугу рискнула на перепутье

А вот ткать половики-радуги научила девочку другая знаменитая волшебница - Нина Александровна Крехалева. Девочка тогда на перепутье стояла. Думала, как бы педагогическую профессию на творческую поменять. Ведь она в художественной школе занималась когда-то, да и в училище учили их разным ремеслам. И очень ей захотелось что-то руками создавать.

Для начала собралась поучаствовать в конкурсе по лоскутному шитью. Пришла заявиться и узнала, что в Центре народных ремесел «Берегиня» ищут мастера по ткачеству. Решила рискнуть, хотя никакого понятия о процессе не имела.

- Согласилась стать ученицей. Но честно призналась, что станка не видела никогда. Не знаю с какого боку к нему подойти. А попробовать хочу. Это ведь какое-то чудо увидеть что-то впервые.

Станок был заправлен, поэтому сразу принялись за работу. Нина Александровна показала, как резать тряпочки, как цвета подбирать, как отметинки делать, как ткать… и ушла. Было это еще в прошлом веке, в 1999 году.

  Первый вышел рыхлый и дыроватый

Первый половик, по признанию Татьяны, вышел рыхлый и дыроватый. Был бы памятью, да запропал куда-то. Потом премудрость одолела. И трудоемкому процессу заправки станка научилась, и другим секретам, без которых путной дорожки не создашь.

Сейчас-то уж не один километр тех половичков наткала. Говорит, что прикинула как-то. Если от Каргополя их растянуть, то аккурат до Казакова хватит. А это – 10 км.

Спрашиваю, на каком километре поняла, что уже мастер? Не признается. Скромно отвечает:
- Да я до сих пор учусь. Ткачество такой процесс… его познавать можно всю жизнь.

Нина Александровна Крехалева успела научить ее еще браные узоры ткать.

- К сожалению, больше ничего не успели. Сначала салфеточки ткала, а потом уже и полотенца.

   Орепей - для молодых

Браный, потому что набирается при помощи полочки- бральницы. Красоты те скатерки, полотенца, салфеточки необыкновенной. По белому льняному полю – красный орнамент. Всегда геометрический.

В сказке фото полотенца татьяниной работы. Про нее написано: в центре, знак богини Лады, от нее расходятся лучи орепья-солнца, по краям богини-Берегини, а в целом этот узор несет мощное пожелание благополучия. Изображение и описание роскошные.

Пытаюсь вызнать и значения других браных символов. Отвечает осторожно. Ведь она – истинная хранительница традиций. То есть, прежде чем что-то утверждать – знать нужно наверняка. И не иначе.

- Значение узоров часто трактуются по-разному, со временем многие были утрачены. Сейчас искусствоведы пытаются по-новому расшифровать орнаменты. И есть разногласия в трактовках. Но большинство из них обозначают плодородие, достаток.

Очень часто встречается "орепей"- косой крест с различными лучами. Этот знак обязателен для молодых женщин, он способствует деторождению. Половинка орепья помогает девушке найти своего суженого.

Очень много вариантов свастик, но этот знак использую осторожно, потому что не везде его понимают однозначно.

  В прошлом году провела водопровод, был большой праздник

Когда Татьяна говорит о Каргополе, то из неразговорчивой сразу превращается в говорливую.

- Я не представляю себя без Каргополя, очень люблю его. На быт не обращаю внимания, и потом… я с удовольствием преодолеваю трудности. В прошлом году провела водопровод, был большой праздник.

И когда говорят, что здесь нечем заняться, очень удивляюсь. В Каргополе столько интересных и увлечённых людей! Я сама чем только не занималась.

И действительно, несколько лет постигала премудрости живописи в изостудии известного художника Валентина Шевелева. Потом училась в шашки играть. Даже в соревнованиях участвовала. В городских призовые места брала. Занималась танцами у Елены Оводовой.

Да и от педагогики никуда не делась. 10 лет учила девчонок азам ткачества. Все постигли: половички-дорожки, и полотенца бранные. Выткали даже сарафан с каргопольской рубахой.

  Мастерские – общая мечта

Теперь со взрослыми занимается. В «Берегине» проект ведут: «Ремесло доступно всем». Участницы с ограниченными возможностями. Обучение бесплатное. Уже ткут для себя и близких.

Удивляюсь, потому что знаю, станок – агрегат редкий, большой, сложный и страшно дорогой. Где обученные ткут? В «Берегине» лишних станков точно нет. Татьяна еще больше удивляет:
- Мы их обеспечили настольными станками. Они лёгкие, небольшие. Дали во временное пользование. Пока у меня нет своей мастерской, и я их все равно не могу использовать.

Как это у мастера нет мастерской? Татьяна буднично объясняет:
- В связи с реорганизацией, давно уже у меня забрали кабинет. Детей с тех пор больше не обучаю. Здание "Берегини" небольшое, и нам не хватает кабинетов. Все мастера сидят в одном: и мастера по игрушке, и по бересте, и по шитью, и по ткачеству. Это очень тесно. Но в тесноте, да не в обиде.

  Мастерские – это наша общая мечта!

Да, кстати, про сказку. Жизнь-то у Татьяны, действительно как в сказке сложилась. Девчонка из многодетной семьи, где она – пятая, а всего шестеро детей. Мама – бригадир в совхозе, папа – экскаваторщик. Никто ни о каких рукоделиях и не помышлял, не до того было. В том числе и сама Татьяна. Потом привычный для каргопольских девчонок путь – местное педучилище. И снова – ничего не предвещало.

Но, видимо, специально для нее где-то там, у вершителей судеб была искорка таланта заготовлена и сказка особая написана. И что там в ней дальше – очень интересно…

* Лядины. Село. В центре - две уникальные деревянные церкви: шатровая Покровско-Власьевская (1743 г.) и многоглавая Богоявленская (Георгиевская) (1793 г.), и колокольня (XVIII век). Один из четырёх сохранившихся в России тройных ансамблей. Но в первый день Пасхи, 5 мая 2013 года молния ударила в Покровско-Власьевскую церковь. Церковь загорелась. И пламя быстро перебралось на колокольню. Спасли лишь Богоявленскую церковь.



image_0
image_0






image_0
image_0
image_0
image_0
image_0
image_0

Поделиться:
Хартия солидарности за возрождение, сохранение и защиту традиционных семейных ценностей