Отважные дочери неба

Отважные дочери неба


Отважные дочери неба

24 - 25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 «Родина» экипаж в составе командира - Валентины Гризодубовой, второго пилота - Полины Осипенко, штурмана - Марины Расковой совершил беспосадочный перелет Москва - Дальний Восток (Керби, район Комсомольска-на-Амуре), протяжённостью 6450 км (по прямой - 5910 км). В ходе перелёта (26 часов 29 минут) был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта.

Этот перелет был ответом на рекорд того же года мужского экипажа Владимира Коккинаки и Александра Бряндинского (маршрут Москва — Приморье (7580 км) за 24 часа 36 минут).

Советские летчицы стремились доказать, что женщины – не менее отважные и высокопрофессиональные пилоты, чем мужчины. И им это удалось. Хотя легендарный авиаперелет экипажа под командованием В.С. Гризодубовой был сопряжен со множеством трудностей, которые грозили летчицам смертельной опасностью.

В районе Байкала связь экипажа с землёй была полностью потеряна, полёт продолжался в тяжелейших метеорологических условиях: порывы ветра, обледенение… Пришлось снизить высоту полета, увеличив расход топлива.

Полётные карты вытянуло наружу из-за разности в давлении, когда Марина Раскова открыла люк, пытаясь сориентироваться по звёздам в разрывах между тучами. От Байкала пришлось идти практически без ориентиров, без карт, связи, при неизвестной скорости ветра…

Утром экипаж обнаружил, что полёт проходит над морем. Тогда командир развернула самолёт на 180 градусов, взяв курс на Хабаровск. И тут загорелась красная лампочка аварийного остатка топлива. Поняв, что долететь до Хабаровска невозможно, Гризодубова решила садиться в тайге с убранными шасси.

Для посадки летчицы выбрали заросшее озеро посреди тайги в верховьях таёжной реки Амгуни. Командир экипажа посадила самолёт очень аккуратно - только лопасти винтов немного погнулись от удара о воду. Забегая вперед, отметим, что самолёт после этого перелёта продолжал эксплуатироваться.

Точного места приземления «Родины» никто не знал, и начались его поиски. Только 3 октября 1938 года лётчик ГВФ Михаил Сахаров обнаружил самолёт с воздуха.

За выполнение перелёта и проявленные мужество и героизм Валентине Гризодубовой, Полине Осипенко и Марине Расковой 2 ноября 1938 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

Три бесстрашные молодые летчицы (на момент события только Полина Осипенко достигла 30-летнего возраста) стали первыми женщинами, удостоенными этого высокого звания. Но номером один все-таки считается Валентина Гризодубова, поскольку на момент совершения подвига была среди членов легендарного экипажа старшей по званию.

Имена Гризодубовой, Осипенко и Расковой носят улицы и школы во многих городах России и странах ближнего зарубежья.

12 февраля 2020 года, в год 110-летия со дня рождения Валентины Степановны Гризодубовой, по инициативе Союза женщин России (легендарная летчица – основатель и первый руководитель Антифашистского комитета советских женщин – родоначальника нашей организации) Правление ПАО «Аэрофлот» приняло решение о присвоении самолету А321 VQ-BEG имени первой женщины-Героя Советского Союза.

Главное фото: Александр Устинов из архива Нинели Александровны Устиновой

Источник: "История России в фотографиях"


Поделиться:
Сферы деятельности: Культура и духовность
Хартия солидарности за возрождение, сохранение и защиту традиционных семейных ценностей