Сергей Казарновский: «Плыть по жизни «сердечком». Это самое главное»

Сергей Казарновский: «Плыть по жизни «сердечком». Это самое главное»


Сергей Казарновский: «Плыть по жизни «сердечком». Это самое главное»

Команда проекта «Театр + школа: точка роста Владимирская область» активно готовится к семинару «Школьный театр - вызовы времени» для директоров и советников по воспитательной работе и продолжает знакомить вас с нашими экспертами.

Проект реализуется Владимирским региональным отделением Союза женщин России на средства гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».

image_0

Казарновский Сергей Зиновьевич – основатель и директор «Класс-центра музыкально-драматического искусства».

image_0

Созданный Казарновским Центр прошел долгий путь от созданного в 1981 году детского любительского театра до общеобразовательной школы № 686, в которой все дети с первого по одиннадцатый класс занимаются музыкой, сценическим и изобразительным искусством.

Сегодня Класс-центр - государственное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с дополнительным образованием, находящаяся в подчинении Департамента культуры Москвы.

Здесь обучаются порядка 450 человек. Каждый ребенок заканчивает сразу три школы,  три образования под одной крышей: общее, музыкальное и драматическое

 , обучаясь обычные 11 лет. Выпускники получают два сертификата образования – обычное свидетельство об окончании школы и аттестат зрелости личности, воспитанной в полном объеме всеми видами искусства.

- Сергей Зиновьевич, почему «Класс-центр»?

- Это давняя история. Свой первый спектакль «Урок истории» по мотивам произведений Е. Евтушенко, А. Платонова, И. Бабеля и других авторов я поставил еще в 1981 году на базе театральной студии школы № 69. Спектакль был признан лучшим среди школ и дворцов пионеров Москвы сезона 1981-1982 гг. Дети спрашивали, что будем делать дальше. И тогда мы задумали новый спектакль «Ящерица» по пьесе А. Володина. Также в 1983 году я поступил на режиссерское отделение Высшего театрального училища им. Щукина… Далее были поэтическая композиция «А как третья война», музыкальный спектакль «Эники-Беники» по сказке «Волк и семеро козлят»... Театральным процессом была увлечена вся школа... Постепенно театральная студия уже стала не умещаться в рамках обычной школы. И 1990 г на базе Дворца пионеров «На Миусах» был набран первый класс «Класс-центра», в котором, помимо общеобразовательных предметов, ребятам преподавали сценическую речь, музыку, живопись, драму, историю театра и пр. ... А в 1992 году, наконец, получили во владение здание школы, в котором мы находимся по сей день.

- Вы известны высказыванием о том, что нет дополнительного образования, а есть его неотъемлемая часть, неотделимая от образования. Расшифруйте этот тезис, пожалуйста.

- Каждому из нас от природы дано видеть, что мир многоцветный, многозвучный. Нам дано уникальное тело, обладающее множеством удивительных возможностей. И если научиться им пользоваться, можно получать невероятное удовольствие, без этого вообще ничего не происходит. Но все, что связано с развитием эмоциональной природы человека, называется почему-то дополнительным образованием. К слову, термин «дополнительное образование» придумал Александр Григорьевич Асмолов, известный советский и российский психолог, педагог, публицист, доктор психологических наук, академик РАО, с которым я давно работаю и дружу. Он этим хотел сказать, что все, что происходит вне школы, это тоже образование. С тех пор, правда, он уже много других терминов придумал для этого образования, чтоб слово «дополнительное» (в смысле «необязательное») ушло. Но у многих оно по-прежнему воспринимается именно таковым, необязательным, второстепенным...

- Поделитесь, о чем пойдет речь в вашем выступлении на онлайн-семинаре во Владимире, который состоится уже 13 сентября?

- О важности интеграции общего и дополнительного образования, о метапредметности, о внедрении в школах театральной культуры как основополагающей «связки» в концепции образования…

Иными словами, допобразование, в частности искусство, становится естественной часть общего образования. Отсюда есть следствия. Первое следствие – метапредметность. Второе - драматизация образования. Когда театральные приемы и художественный взгляд на преподавание помогает сделать его более эффективным… Третье следствие – единая образовательная среда для детей с разными возможностями… Она [инклюзия – ред.] происходит не за партой, она происходит в смежных состояниях, в смежных пространствах. Это изобразительное искусство, танец, музыка, там происходит инклюзия, адаптация этих людей, социализация. Четвертое следствие - воспитание. Ни один Бокерия, препарируя, не сможет отличить воспитание от образования. Это единый процесс… Пятое следствие – постоянный поиск родителями точек соприкосновения интересов с детьми. И школа может им в этом помочь, дать эти точки. Через совместные походы в театр, совместные экскурсии, показы, концерты и многое другое…

- Что бы Вы пожелали педагогам Владимира, перед которыми стоит непростая задача открытия театра в каждой школе?

Если он впишется в учебный план конкретной школы, у этого дела есть огромные перспективы. Очень важно, чтобы в школе было то, что помогает не только знать, но и чувствовать. А что касается пожеланий, однажды, при прослушивании детей в первый класс у нас случилась интересная история. В какой-то момент один мальчик похвастался, что умеет плавать. И тогда я сказал «стоп» и стал спрашивать остальных детей, какие виды плавания они знают. Ответ были самые разные: «по-собачьи», «солдатиком», даже «кроликом». И вдруг одна девочка сказала, что знает еще один вид плавания, «сердечком». Я переспросил, что она имеет ввиду. И тут она сложила руки, как в брасе, и показала, как она плывет. Поэтому я всем желаю прежде всего, независимо ни от чего, плыть по жизни в этом стиле, «сердечком». Это самое главное.

image_0

С полным текстом интервью можно ознакомиться здесь



Поделиться:
Хартия солидарности за возрождение, сохранение и защиту традиционных семейных ценностей