"Спроси эксперта": Что делать, если ребёнок не хочет учиться?

"Спроси эксперта": Что делать, если ребёнок не хочет учиться?


"Спроси эксперта": Что делать, если ребёнок не хочет учиться?

  • У ребёнка (второклассник) нет желания учиться, дома его сложно заставить делать домашние уроки, учителя постоянно ругают за успеваемость, меня часто вызывают школу. Я делаю со своей стороны всё, что возможно, пробую разные способы уговорить, убедить, и "по-хорошему", и "по-плохому". Не хочу перекладывать ответственность на педагогов, но, если ребенок не справляется, зачем они постоянно дергают меня, чтобы я "повлияла", "оказала воздействие", вместо того, чтобы уделить больше внимания ученику на самих уроках, помочь, подсказать то, что ему не понятно. Если я прилагаю усилия дома, то они должны делать то же самое в школе, разве нет? Я очень устала от этого, как быть?

Отвечает Н.Л.Маленкова, клинический психолог (семейная и перинатальная психология):

Ваше письмо, действительно, крик отчаянья, «глас одинокого путника в пустыне». Так быть не должно, и Вы верно пишите, что проблемы детей с учебой должны решаться педагогами и родителями совместно. Главная задача начальной школы – за 4 года сформировать общеучебные школьные навыки, то есть научить детей учиться. Дать каждому ребенку время «дозреть» до осознанной, мотивированной учебной деятельности. Когда ребенок понимает, зачем он ходит в школу (за новыми знаниями, умениями, общением с учителями, общение с другими школьниками в процессе учебы, а также игры и самого по себе человеческого общения), как устроено обучение (предметы – каждый представляет свою часть знаний о мире; уроки – время, за которое учитель объясняет новое, а ученики осваивают новое в упражнениях; оценки – как способ увидеть, где стоит еще разобраться и доработать и т.д.).

Ведущая деятельность дошкольника, в которой происходят основные социально-психологические приращения в его развитии, - сюжетно-ролевая игра со сверстниками, творческая самореализация. 

Постепенно у старших дошкольников добавляется следующая по значимости – учебная деятельность, когда ребенок вместе с воспитателем детского сада или педагогом дополнительного образования в формате «урока» выполняет задания, сидя за учебным столом, слушая разъяснения взрослого. Так происходит постепенная подготовка к 1 классу. 

Ведущая деятельность младшего школьника – учебная. И перейти от игры к учебе не всем детям удается к 1-му, 2-му, и даже более старшим классам, им хочется продолжать играть и самореализовываться в творчестве. 

Поговорите еще раз с учителями ребёнка, предложите им подумать о том, какие можно подобрать педагогические приемы, кроме тех, которые сейчас используются. В современной школе все меньше и меньше практикуется авторитарное и негативное подкрепление, преобладает гуманистическая парадигма – воспитывать и обучать через поддержку, поощрение, опору на интересы и способности ребенка. Если педагоги школы (завуч, методист, более опытные учителя) не смогут найти «ключик» к Вашему ребёнку, то я бы рекомендовала подумать о смене школы. Детям должно быть хорошо в школе, им должно нравиться учиться. А родителям должно нравиться проводить время с детьми в роли любимых и любящих родителей, а не «принимающих меры» церберов.

У Вас есть вопрос к юристу или психологу? Обратиться за бесплатной консультацией эксперта можно по почте help@wuor.ru


Поделиться:
Сферы деятельности: Образование, Семья и дети