"Спроси эксперта": Ребенок долго делает уроки

"Спроси эксперта": Ребенок долго делает уроки


"Спроси эксперта": Ребенок долго делает уроки

Фото: pexels.com


  • Наша дочь 8,5 лет учится сейчас во втором классе. Учительница говорит, что на уроках она включенная, активная, но не всегда успевает по темпу за одноклассниками. Дома мы тоже видим, что она очень медленно приступает к деланию уроков и делает их очень медленно. Когда я или папа сидим рядом, то она все равно много отвлекается, и то, что можно сделать за 15 минут, мы вымучиваем по часу. Постоянно отвлекается. Если мы начинаем ее торопить, то она может начать скандалить, саботировать, устраивает истерики. Мы ее не ругаем за ошибки, наоборот, стараемся хвалить за усердие и за то, что в итоге уроки все-таки бывают сделаны (спустя 3-4 часа). Но это стоит неимоверных усилий всей семьи, и есть опасение, что дальше она будет отставать от класса еще больше с ее темпом. Подскажите, к каким специалистам нам надо обратиться? К врачам, к репетиторам?

Отвечает Н.Л.Маленкова, клинический психолог (семейная и перинатальная психология):

Здравствуйте! Итак, специалисты. Врач-невролог: оценит в сравнении с возрастными нормами развитость структур и функционирование центральной нервной системы и кровоснабжение головного мозга, чтобы исключить органический вклад в проблемы с учебной деятельностью; при необходимости назначит лечение. Нейропсихолог: оценит, насколько у ребенка развиты высшие психические функции, такие как внимание, мелкая моторика, восприятие, мышление, речь, память, воображение; оценит способность к произвольной регуляции (самоорганизации) в учебной деятельности; при необходимости предложит занятия, на которых с помощью нейропсихологических методик ребенок может доразвить перечисленные выше функции. Школьный педагог-психолог: поможет определить, к какому психологическому типу относится ребенок (возможно, трудности с учебой связаны с его темпераментом – врожденными особенностями эмоциональных и поведенческих реакций на школьные нагрузки), какие личностные, семейные или школьные факторы могут негативно влиять на учебу (отсутствие учебной мотивации, несформированность общеучебных навыков, вторичные выгоды от инфантильного поведения и др.); даст рекомендации семье по оптимизации помощи школьнику, проведет курс занятий с ребенком для устранения психологических преград в обучении. Школьный учитель: наблюдая ребенка на уроках, отслеживая динамику освоения им учебной программы, поможет определить степень и причины отставания, даст методические рекомендации по их устранению, назначит дополнительные занятия, если есть пробелы в знаниях и навыках. Порядок обращения к специалистам – обратный, представленному здесь.

То, как Вы описываете ситуацию с Вашей дочерью, больше похоже на процесс адаптации ребенка к школьному обучению, на который, по большому счету, отводятся 4 года начальной школы. Адаптация к обучению в школе – это, в первую очередь, формирование общеучебных навыков: понимать, как устроено обучение (в отличие от игровой деятельности или деятельности свободного времяпрепровождения, общения); привыкнуть к школьному режиму; постепенный перейти к самостоятельному и высоко организованному выполнению домашних заданий и т.п. В это время как раз происходит активное развитие структур головного мозга, которые отвечают за регуляцию любой деятельности, в том числе, учебной (способность ставить цель, планировать, корректировать и осуществлять ее достижение). Это процесс небыстрый. Родителям надо набраться терпения, чтобы постепенно передать ответственность за выполнение домашних заданий, и вообще учебу, самому ребенку. За собой оставить функцию доброжелательных помощников в трудных ситуациях. Также родителям рекомендуется объединить свои усилия с другими помогающими специалистами, в первую очередь – школьными учителями. Верить в то, что ребенок справится, и самим быть примером того, как надо справляться с учебными, трудовыми, бытовыми и прочили жизненными задачами. Помнить, что главная работа родителей – любить и принимать своего ребенка таким, какой он есть, с его потенциалом к изменениям.

У Вас есть вопрос к юристу или психологу? Обратиться за бесплатной консультацией эксперта можно по почте help@wuor.ru



Поделиться:
Хартия солидарности за возрождение, сохранение и защиту традиционных семейных ценностей