"Спроси эксперта": Ребенок научился обзываться в детском саду

"Спроси эксперта": Ребенок научился обзываться в детском саду


"Спроси эксперта": Ребенок научился обзываться в детском саду

  • Нашему сыну 4 года, с сентября стал ходить в детский сад, в группу, в которою другие дети уже ходят два года. Мы заметили, что дети в группе очень много обзываются и дразнятся, и наш сын тоже стал обзываться и дразниться, даже нас стал обзывать «дураками», «плохими» и прочее по любому поводу. Мы стараемся в семье это пресекать, но из детского сада он снова приносит свои правила. Как нам действовать, подскажите?

Отвечает Н.Л.Маленкова, клинический психолог (семейная и перинатальная психология):

Группа детского сада – микромодель взрослого социального мира, – в которую наши дети приходят и в том числе для того, чтобы отрабатывает способы межличностного, межгруппового и межличностно-группового взаимодействия. И как в каждом социуме, в дошкольной группе складываются свои правила и режимы социального общения. Невозможно запретить детям дразниться и обзываться – это часть детской культуры, фольклора, особая форма общения, способ проявить свою открытость и напористость, способ прощупать границы допустимого поведения, способ самоутвердиться или почувствовать себя частью референтной группы, способ привлечь к себе внимание, способ спровоцировать на «понарошечную» борьбу, погоню, игру. 

Обычно дети 4-5-6 лет уже могут самостоятельно удерживать баланс между желанием пообзываться и возможностью получить сдачу, потерять друга или быть наказанным воспитательницей. Но если это принимает формы, которые значительно ранят других, делают общение неприятным, конфликтным, разрушающим хорошие отношения между детьми – нужна помощь взрослых. 

Предлагаю Вам обсудить на родительском собрании проблему «обзывалок» и «дразнилок» в Вашей группе. Послушайте других родителей, замечали ли они подобное у своих детей, их дети жаловались, что их дразнят и обзывают? Если все всех дразнят и обзывают в группе, надо обсудить с педагогами, как можно решить эту проблему (например, ввести новое правило, что каждый день мы обзываемся словами только из одной группы: сегодня – овощами, завтра – транспортом, послезавтра – насекомыми и так далее; дети наиграются в «дразнилки» и тема перестанет быть такой эмоционально заряженной). Если дразнят только одного или нескольких ребят, значит, педагогам в группе, а родителям дома нужно будет разъяснять детям неправомерность такого поведения и обучать примерам правомерным (например, дразниться необидными дразнилками, использовать ответы на дразнилки: «кто так обзывается, тот сам так называется», «обзывай меня весь век, все равно я человек», «обзывай меня весь год, все равно ты бегемот» и т.п.). 

Нелегко приходится тем детям, которые имеют особенности внешности, которые провоцируют других на обидные прозвища. Важно, чтобы взрослые обучали тех, кого дразнят и тех, кто дразнит принятом в обществе нормам поведения (не позволять дразнить себя – отстаивать себя самостоятельно, прибегать к помощи взрослых, превращать обидное в смешное, в любом случае держаться уверенно и любить себя, невзирая на особенности внешности; сдерживать себя, когда хочется обзываться и дразниться потому, что в нашем обществе это не принято, а еще потому, что те, кто обидно обзывается остаются без друзей).

У Вас есть вопрос к юристу или психологу? Обратиться за бесплатной консультацией эксперта можно по почте help@wuor.ru


Поделиться:
Сферы деятельности: Семья и дети
Хартия солидарности за возрождение, сохранение и защиту традиционных семейных ценностей