"Спроси эксперта": Ребёнок ворует у родителей

"Спроси эксперта": Ребёнок ворует у родителей


"Спроси эксперта": Ребёнок ворует у родителей

  • Нашему сыну 9 лет, сын воспитывается в полной семье, с мамой, папой, любящими бабушками. Мы столкнулись с тем, что он стал у нас воровать деньги. Причем, сначала мы не замечали, но стали пропадать деньги из нашей семейной заначки на кухне, куда мы их кладем на бытовые расходы. Он говорит, что не брал, но видно, что обманывает и не признается. Связано ли это с тем, что он перешел в другую школу с этого учебного года? Или за этим кроется что-то более серьезное?

Отвечает Н.Л.Маленкова, клинический психолог (семейная и перинатальная психология):

В 9 лет дети уже понимают, что деньги – это универсальный способ получения желаемого, но до конца не знают им цену. Не могут соотнести труд, затраченный на зарабатывание определенной суммы и блага, которые можно приобрести на эту сумму. Поэтому их обращение с деньгами нельзя назвать адекватным: организуя между собой товарно-денежные отношения, они могут выменять объективно недорогой пустяк на значительную сумму и наоборот, за малые деньги продать что-то очень дорогое. Зачем младший подросток может захотеть получить в свои руки деньги? Например, из-за сильного желания получить какую-то вещь, которую родители ему не покупают или которую он боится попросить ему купить. Это может быть способ самоутверждения среди сверстников, так называемая «покупка друзей»: когда ребенок начинает угощать или задаривать ребят, чтобы быть принятым в их группу, или чтобы занять более высокое положение в иерархии среди сверстников, произвести впечатление на значимых для него людей. Также дети могут воровать (а ведь Вы пишите именно о том, что он берет деньги втихаря и потом скрывает свой проступок, значит, понимает, воровство) потому, что у них не налажен контакт с родителями. Ребенок не может сказать им о своих потребностях и попросить помочь. Возможно, имеется серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка, и воровство денег является местью за чрезмерное количество запретов и ограничений в семье, или наградой себе за те хорошие поступки, которые он совершает, а взрослые не замечают, или наградой себе за то, что выдерживает чрезмерно строгое обращение («оплатой за свои страдания»).

Фантазировать на эту тему можно много, но лучше всего сесть с ребенком за стол переговоров и в дружелюбной манере повести разговор о том, что у Вас есть ощущение, что сын стал брать деньги. Что Вы относитесь к этому как к способу решения каких-то его насущных проблем и предлагаете сейчас поговорить об этих проблемах напрямую. Обещаете услышать его и обсудить вместе с ним другие способы решения его проблем. Также было бы полезно постепенно вводить ребенка в мир финансовой грамоты: объяснять происхождение, функции и градации денежных сумм. Предложить ему попрактиковаться в накоплении своих средств на что-то важное для него, а также в зарабатывании денег хотя бы в рамках семьи (не рекомендуется оплачивать всё, что связано с учебой, допобразованием, выполнением домашних обязанностей и уходом за немощными членами семьи – всё это ребенок и так, находясь в семье, должен делать; рекомендуется привлекать его к участию в работе взрослых, за которую они получают зарплату – например, диктовать маме цифры в матрицу годового отчета, когда она набивает его, работая дома на удаленке). Не наказывайте ребенка за воровство денег, сообщите ему о необходимости нести ответственности за свои поступки: украденные деньги, даже если они уже потрачены, нужно будет вернуть владельцу. Всегда откликайтесь на просьбу ребенка обсудить его пожелание что-то купить, в случае Вашего отказа, обстоятельно аргументируйте и предлагайте другие варианты решения.

У Вас есть вопрос к юристу или психологу? Обратиться за бесплатной консультацией эксперта можно по почте help@wuor.ru

Поделиться:
Сферы деятельности: Семья и дети