В Общественной палате Иркутской области подвели итоги проекта «Театр - школа жизни»

В Общественной палате Иркутской области подвели итоги проекта «Театр - школа жизни»


В Общественной палате Иркутской области подвели итоги проекта «Театр - школа жизни»

7 июня в Общественной палате Иркутской области прошел круглый стол «Социальное партнерство государственных и общественных организаций в воспитании детей средствами театрального искусства». Он стал завершающим мероприятием в реализации крупного проекта «Театр - школа жизни».

Организаторы: Иркутское региональное отделение Союза женщин России при участии Иркутского театрального училища (директор - Светлана Домбровская), Информационно-методический центр развития образования города Иркутска (директор - Юлия Василькова) и Центр развития семьи «Веста» (директор - Наталья Паскевская) и комиссий Общественной палаты Иркутской области по поддержке семьи, материнства и детства (председатель - Анна Загайнова); по культуре и сохранению историко-культурного наследия (председатель - Марина Кондрашова); по образованию и науке (председатель - Леонид Выговский).

Проект «Театр – школа жизни» родился из идеи Союза женщин России (председатель Екатерина Лахова) приблизить театр к школе, включить театр и театральную педагогику в образовательную деятельность, в процесс воспитания. Недаром, проект, который с 2019 года реализует СЖР на федеральном уровне, так и называется: «Театр + школа: точки роста» (руководитель проекта - советник председателя Союза женщин России Галина Федосеева). Он успешно встраивается в качестве общественной инициативы в национальные проекты «Культура» и «Образование» и органично дополняет их. 

Проект Иркутского областного совета женщин «Театр – школа жизни», победитель Президентского фонда культурных инициатив 2022 года направлен на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности средствами театрального искусства. Это пилотный проект регионального значения по разработке и внедрению модели сопровождения школ по поддержке школьных театров и включению театральной педагогики в единый образовательный процесс. В нем приняло участие десять школ Иркутска, Ангарска, Усть-Илимска, Нукутского, Усольского и Куйтунский районов (общее количество участников 300 человек).

12 и 13 мая 2023 г. состоялся финальный этап проекта – областной форум «Школа мысли, действия, чувств». Мероприятие завершилось ярким торжественным концертом в стенах Иркутского музыкального театра, подведением итогов и награждением победителей и призеров двух конкурсов «Лучший школьный театр» и «Воспитание театром».

– Наша основанная цель сегодня – проанализировать эффективность модели сопровождения школ по поддержке школьных театров в рамках межведомственного взаимодействия и системы социального партнерства государственных и общественных организаций, но главное – выработать дальнейшие пути, по которым пойдет этот проект, – отметила модератор заседания, председатель Областного совета женщин – ИРО Союза женщин России, заместитель председателя Общественной палаты Иркутской области, руководитель проекта «Театр-школа жизни» Галина Терентьева.

На круглый стол собрались руководители министерств культуры и образования Иркутской области, команда проекта, представители школ-участников, члены и эксперты трех комиссий Общественной палаты региона, органы управления образования и культуры муниципалитетов области, представители Иркутского педагогического института ИГУ, а также почетные гости: ведущий научный сотрудник Лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ УГО МГПУ, сотрудник филиала Московского ТЮЗа «Театр Роста», театровед Александра Никитина; прозаик, драматург, почетный гражданин Иркутской области Валерий Хайрюзов (Москва) и актер, режиссер, театральный педагог высшей категории Валерий Зиновьев (Санкт-Петербург).

– Иркутское сообщество театральных педагогов должно иметь возможность выхода в общероссийское сообщество и иметь представление о том, что происходит в этой сфере в России. Второй момент – когда выделяются средства и задаются программы школьных театров, важно решить вопрос, чтобы школьный театр получал средства не только за счет дополнительного образования, но и за счет внеурочной и проектной деятельности. Тогда театр будет проникать во все сферы школьной жизни, – уверена Александра Никитина. – Еще было бы замечательно спланировать совместную сессию с участием Союза женщин России и МГПУ для руководителей школьных театров, специалистов, чтобы познакомить участников более предметно с современными практиками и направлениями театральной педагогики.

В ходе мероприятия были подведены итоги выполнения Комплексной программы сопровождения школ по реализации проекта, предусматривающей два направления: 

1) психолого-педагогическое «Как воспитать человека. Новые вызовы. Пути решений» 

2) театральному «Театр – как точка роста. Театральная педагогика в школе». 

Также участники круглого стола обсудили вопросы дальнейшего развития школьных театров в Иркутской области, использования театральной педагогики в едином образовательном процессе школы – обучения, воспитания, развития школьников.

В выступлениях руководителей по данным направлениям был представлен комплекс мероприятий в рамках данной программы по выполнению целей и задач проекта (более 40 мероприятий, около 4 тыс. участников).

При Иркутском театральном училище создан Опорный центр по поддержке школьных театров, специалистами которого проведены мастер-классы и обучающие семинары для педагогов, встречи-консультации по работе над спектаклем, речевые тренинги и тренинги по сценическому искусству с детьми и т.д.

За школьными театрами в качестве кураторов были закреплены наставники – ведущие актеры (режиссеры) иркутских театров. Такое наставничество помогло успешно сочетать познавательную деятельность обучающихся по овладению теорией, историей театра, навыками театрального исполнения с непосредственной творческой деятельностью, организуемой в учебном и репетиционном процессе, в театральном показе.

По психолого-педагогическому направлению проведен комплекс мероприятий: педсоветы (стартовые и итоговые), семинары, круглые столы, тренинги, консультации для руководителей школ, социальных педагогов, классных руководителей и педагогов-психологов.

Проект возымел колоссальный эффект. Слова признательности и благодарности за предоставленную возможность звучали от всех участников без исключения, ведь работа такого масштаба помимо своей огромной пользы принесла еще и множество положительных эмоций всем, кто с ней соприкоснулся.

– Большое спасибо за возможность поучаствовать в таком интересном проекте и за то, что дали возможность детям самореализоваться не только в коллективе, но и в областном сообществе. Хочу отметить, что нам всегда оказывали методическую, психологическую и театральную помощь, это стало нашим стартом для работы, – рассказала Алена Ченских, директор МБОУ «Белая СОШ» Усольского района. Коллектив этой школы занял почетное первое место в конкурсе школьных театральных коллективов

Вместе с тем, в ходе круглого стола участники обозначили непростые вопросы дальнейшей судьбы школьных театров и созданных в ходе проекта структур, в частности Опорного центра по поддержке школьных театров, проведения ежегодных творческих театральных смен в Образовательном центре «Персей» и областного фестиваля детских театральных коллективов «Алые паруса». Также обсуждались вопросы обеспечения информационно-методического сопровождения деятельности педагогических коллективов по включению школьных театров в рабочие программы воспитания школ, перспективы внедрения театральной педагогики в школах, подготовки кадров по новым технологиям, их материального и морального стимулирования, оснащения школ необходимым оборудованием и многие другие вопросы.

Заслушав и обсудив доклады и выступления, организаторы мероприятия подготовят рекомендательный документ по итогам обсуждения. 

Напомним, что к 2024 году стоит задача – в каждой школе создать школьный театр. Также рекомендуется при наличии соответствующей базы и ресурсов включать модуль «Школьный театр» в рабочие программы воспитания школ, практиковать внедрение различных форм театрализованной деятельности. Проект отвечает на эти вопросы – как профессионально и эффективно помочь школам в создании школьных театров и как грамотно включить модуль «Школьный театр» и театральную педагогику в единый образовательный процесс школы. Командой проекта разработаны механизмы и нормативно–правовые акты (более 10) для координации деятельности всех участников по выполнению цели и задач проекта.

Пресс-служба Общественной палаты Иркутской области


Поделиться:
Хартия солидарности за возрождение, сохранение и защиту традиционных семейных ценностей