Лечебная конфета Натальи Степанюк

Лечебная конфета Натальи Степанюк


Лечебная конфета Натальи Степанюк

Автор: Александр Ярошенко
Фото: medcenter-sp.ru

Она безошибочно распознает детские недуги по слезам: капризный ребенок и заболевший плачут по-разному. Чтобы попасть на прием к любимому доктору, маленькие пациенты иногда разыгрывают целые спектакли. А родители порой отказываются переезжать в другой район Благовещенска, чтобы не пришлось менять участкового педиатра.

Без маски и с улыбкой

У нее обаятельная улыбка, уверенный с теплой хрипотцой голос, а из глаз, похоже, так и не исчезла детская шалость.

— С детьми нельзя быть строгой и серьезной. Я всегда снимаю очки и медицинскую маску перед тем как порог кабинета переступит маленький пациент, и обязательно улыбаюсь. Это мой закон, который работает, — говорит врач-педиатр Наталья Геннадьевна Степанюк.

Ее самые любимые пациенты — детки от младенческого возраста до пяти лет и подростки. Одни еще совершенно бесхитростны и не умеют обманывать, а у других уже взрослые души в детских телах. И со старшими надо себя вести как со взрослыми. Боже сохрани допустить фальшивую ноту. Доверие уйдет в одну секунду и больше не вернется никогда. Юношеский максимализм!..

— Бывает, что после откровенного разговора с подростком я выписываю ему освобождение от посещения школы на несколько дней не из-за соматического состояния ребенка, а из-за его душевных переживаний. У них бывают состояния, когда лучше три дня побыть дома, — замечает опытный врач.

Вторая академия

Наталья — дочь геологов.  Выросла в маленьком якутском поселке, от которого нужно было несколько километров добираться до школы. Через тайгу и мимо колонии для опасных преступников. Поэтому в ее детстве было не принято прогуливать занятия.

Когда она подростком переехала с родителями в Благовещенск, то сразу объявила городским одноклассникам, что с уроков никогда сбегать не будет. «Это предательство по отношению к учителю», — твердо заявила Наталья.

В Благовещенском медицинском институте она училась легко и с радостью, в студенчестве у нее случилась любовь, и в двадцать лет она стала мамой.

Доктор Степанюк начинала в «одноэтажной медицине» — десять лет отработала сельским врачом в Октябрьском районе.

— Я почти с двадцати лет Наталья Геннадьевна, привыкла уже, — улыбается доктор.

Сельскую медицину она называет второй медакадемией. Там научилась всему: зашивать страшные раны и выцарапывать умирающих из смертельных лап инфарктов и инсультов.

— Там все время Склифосовский! — восклицает доктор.

Переехав в Благовещенск, она с головой ушла в педиатрию. На вопрос «почему» бесхитростно отвечает: «Я очень люблю детей, очень!»

Как на ладони

Сегодня ей нередко удается распознавать болезнь по первым же «нотам» детского плача. Оказывается, младенец плачем говорит обо всем. Голодный, капризный и больной ребенок сигнализирует миру разным по тональности и эмоциональной окраске рёвом.

Расстроенная мама уверяла врача, что у ее мальчика болит живот и она не может понять причину его страданий. Наталья Геннадьевна внимательно посмотрела на ребенка: от ее опытного глаза не ускользнуло, что малыш чуть худоват для своего возраста.

— Оказалось, что ему просто не хватало материнского молока. При мне покормили, и он уснул крепким сном, — вспоминает врач-педиатр.

«Ваш ребенок одну грудь сосет лучше, а другую хуже?» — неожиданно спросила она на приеме молодую маму.

— Как вы догадались? — ошарашенно спросила она доктора.

— У ребенка шея болит, и ему больно ее поворачивать в одну сторону. Поэтому у вас одна грудь большего размера, — заметила Наталья Геннадьевна.

Два сеанса мануальной терапии — и все пришло в норму, вернулась симметрия. Она убеждена, что дети в разы понятней и более предсказуемы, чем взрослые.

— Они же как на ладони. Видны со всех сторон, — говорит благовещенский доктор.

Однажды она пришла на вызов к младенцу, родители которого жаловались на его частый беспричинный плач. Маленький мальчик лежал на пеленальном столике; врач только нагнулась над ним, как грудничок испуганно стал вжиматься в пеленку и смотрел на нее широко раскрытыми, полными страха глазами.

Врач поняла все в одну секунду. Сообщила о своих сомнениях следователю.

— Полиция выяснила, что папа там был наркоман и бросал ребенка на пол, — с болью в голосе вспоминает Наталья Степанюк.

Мультики на халате

У нее есть маленький секрет, который безошибочно работает — испытанный и доказанный научный метод. В завершение приема у Натальи Геннадьевны для малыша припасена конфета. Лакомство она тщательно выбирает лично.

— Продавцы часто на меня смотрят с недоумением, а мне важно, чтобы в конфетах не было никакой «химии», — улыбается детский врач.

Казалось бы, конфетка — такая мелочь в наше время, будет ли искушенный в сладостях ребенок рад такой «премии» за хорошее поведение у доктора? Оказывается — еще как! Ведь уж чего-чего, а конфету настороженный маленький пациент получить точно не ожидает. Приятный сюрприз — и «тетю врача» можно не опасаться. Бывает даже, что дети разыгрывают настоящие спектакли ради того, чтобы сходить к Наталье Геннадьевне — за заслуженным призом.

Белый халат. Для многих детей он остается синонимом болей и страданий. Наталья Степанюк и здесь нашла выход. Ее рабочая одежда — с принтами из любимых мультиков. Ну как можно бояться такого доктора?! Вот рассматривать ее интересные наряды — это да.

Свое удивительное «попадание в педиатрию» Наталья Степанюк объясняет собственным детством.

— У меня есть сестра, которая младше меня на десять лет. Я в детстве для нее была главной нянькой и маму в чем-то заменяла. Все мои двоюродные братья и сестры младше меня. Я тоже их всех опекала, заботилась о них.

Не удерживаюсь от вопроса: «А как выросли двое детей доктора? Не ревновали, что мама большую часть времени и сил отдавала чужим деткам?..»

— Сегодня моя взрослая дочь мне говорит: «Мама, мне так спокойно растить своих детей — только потому, что ты рядом», — улыбается Наталья Геннадьевна.

Вспоминает: как-то осенью Благовещенск накрыла волна вирусных инфекций, на двух ее педиатрических участках температурили десятки детей. Она ушла из дома ранним утром, оставив горящую от инфекции дочь.

— Я сказала ей, какие лекарства пить, а сама пришла домой вечером смертельно уставшая.

«Мам, ты полечила всех, а у меня температура тридцать девять», — с обидой в голосе заметила девочка. «Аня, я тебя знаю и уверена, что с тобой все будет хорошо. А вот про других детей я так сказать не могу», — ответила мама в белом халате.

Спасать везде

Только два года назад она впервые в жизни вырвалась на пару недель отдохнуть на море. До этого все отпуска проводила у родителей в деревне:

— Родители стареют, им надо помочь, их надо лечить и обязательно любить!

Отпуск в родительском доме никогда не проходит без врачебной практики. Мама Натальи Геннадьевны выполняет роль «малой регистратуры». Односельчане идут на прием стройным потоком все отпускные недели.

— Для меня это не трудно, — смущенно пожимает плечами Наталья Геннадьевна.

У нее есть незыблемое правило: не отправляться в дорогу без «тревожного чемоданчика». Однажды летела на самолете из Благовещенска в Москву, в середине полета экипаж обратился по громкой связи с вопросом: нет ли на борту врача? Один из пассажиров потерял сознание прямо в полете.

— Двигатели шумят, сердце послушать не могу. Никто про него ничего не знает… Но спасла! Действовала строго по алгоритму. Хорошо, что у меня с собой был необходимый минимум препаратов, — вспоминает Наталья Геннадьевна.

Это потом в голову стали приходить мысли: а если бы не спасла? Пришлось бы вместо общения с московской родней давать объяснения следователям.

— А в те экстренные минуты в голове была только одна мысль: помочь человеку, — говорит Наталья Геннадьевна Степанюк.

«Врачебная чуйка», по ее мнению, не что иное как опыт, помноженный на знания. Своей «чуйке» она доверяет. Порой ребенок горит огнем от температуры и заходится в жалобном плаче, а врач уверена, что уже завтра все будет хорошо.

И наоборот — малыш прыгает мячиком, но доктор Степанюк насторожена, поскольку легкий нездоровый румянец выдает подкрадывающуюся болезнь. Она уже видит первые признаки недомогания и делает все, чтобы ребенок скорее выздоровел.

— Счастье — это здоровье!  Когда человек здоров — хочется жить, а когда болеет — то и солнце ему не светит. Я считаю себя счастливым человеком, потому что помогаю людям быть здоровыми.


Поделиться: