"Спроси эксперта": Лишний вес у детей и подростков

"Спроси эксперта": Лишний вес у детей и подростков


"Спроси эксперта": Лишний вес у детей и подростков

Фото: depositphotos.com


  • Здравствуйте, очень нужен Ваш совет. Мы живем втроем – я (работаю), моя мама (пенсионерка) и мой сын 11,5 лет (с папой мы в разводе). В последнее время я заметила, что ребенок очень сильно стал набирать вес. Я связала это с тем, что он постоянно, когда дома, «пасется» около холодильника. Особенно тогда, когда нужно садиться делать уроки или делать что-то, что ему не нравится (например, убраться в своей комнате). Или когда читает, постоянно что-то жует. Бабушка не считает это проблемой, она, наоборот, старается, чтобы всегда была еда под рукой: полный обед, полный ужин, полный холодильник. Но ребенок, помимо того, что обедает и ужинает, предпочитает кусочничать. Сметает бутерброды, причем, не важно с чем: с колбасой – так с колбасой, с вареньем – так с вареньем. Ругаюсь и с ним, и с бабушкой. Бесполезно! Он говорит, что не считает, что у него есть лишний вес (хотя стесняется носить обтягивающие футболки). Как до него донести? Я боюсь, что это перерастет в какие-нибудь хронические заболевания, да и некрасиво. Помогите, пожалуйста!

Отвечает Н.Л.Маленкова, клинический психолог (семейная и перинатальная психология):

Здравствуйте! Проблема, которую Вы описали, системная. И решать ее нужно системно, заходя с разных сторон.

  • Во-первых, надо отметить, что в подростковом возрасте все мальчики начинают есть больше, потому что начинают интенсивно расти. И здесь наша задача, как родителей, организовать им такую «пищевую среду», чтобы они получали качественное питание, удовлетворяющее потребность растущего мужского организма. Можно проконсультироваться с врачом-диетологом, чтобы пересмотреть ежедневный рацион. Хлеб, колбаса, варенье, которые находятся в свободном доступе ребенка, наверное, было бы полезно заменить на фрукты, свежие овощи, орехи, йогурт и т.п. Лишний вес является результатом дисбаланса: потребленных килокалорий больше, чем потраченных. Можно подумать (вместе с бабушкой, которая отвечает за питание ребенка) о том, как изменить состав предлагаемых перекусов, обедов и ужинов, чтобы они были сбалансированной полезной пищей с достаточным количеством килокалорий. А также обсудить с Вашим сыном, как добавить в его жизнь физических нагрузок. Если у него уже имеется лишний вес, то, скорее всего, всей семье придется помогать ему первое время налаживать новые правильные пищевые привычки – не на словах, а на деле и собственном примере. Наладить регулярные (рассчитанные вместе с ребенком и врачом-диетологом) приемы пищи – чтобы сын не был голодным в течение дня. Подобрать интересную ему спортивную секцию.
  • Во-вторых, придется поработать с мотивацией бабушки. Понятно, что она сама росла в те годы и в таких условиях, когда наличие еды в холодильнике было сложно достигаемым и очень ценным условием выращивания детей. Постарайтесь ее переубедить в том, что в наши дни эта установка является опасной для здоровья ее внука. Желательно, чтобы все взрослые в семье придерживались общих взглядов на воспитание и питание. Семейные традиции питания нуждаются в корректировке. Забирая у Вашей мамы привычку кормить внука по старинке, мы должны вместе с ней придумать, что могло бы ее мотивировать кормить внука по-новому.
  • В-третьих, для Вашего сына еда, помимо основной функции, похоже, выполняет еще несколько других. 1 – замещает или отсрочивает продуктивную деятельность (вариант прокрастинации): «Не могу сесть за уроки / убираться в комнате / заниматься спортом…, я сейчас ем». Обсудите с ним это, придумайте вместе другие способы и ритуалы перехода к необходимой деятельности, которая не очень нравится. 2 – является дополнительным развлечением / удовольствием: ест, когда читает книжку. Надо договориться с ним, что процесс еды, как и процесс чтения книги, являются ценными сами по себе, и не нужно их смешивать. Читая, можно перекусить чем-то легким (если чтение совпало по времени с перекусом), но постоянно читать и жевать не нужно, потому что есть риск переедания. 3 – успокаивает, снимает стресс. Обсудите, не «заедает» ли он стресс, связанный с проблемами в учебе, когда выполняет домашнее задание. И если да – то постарайтесь понять, чем вызван стресс, чтобы предложить адекватную помощь (может быть, организовать дополнительные уроки по темам, которые он не понял). Надо придумать в семье другие способы разрядки учебных стрессов (например, подвесить дома боксерскую грушу или турник, порисовать, послушать музыку…).
  • В-четвертых, самое главное. Ваш сын вступает в подростковый возраст – возраст сопротивления контролю взрослых, возраст неустойчивой и часто заниженной самооценки, возраст «разочарования» в близких взрослых. Поэтому главная Ваша задача – сохранение дружеского контакта в отношениях с сыном, уважение его мнения, поддержка его позитивного самовосприятия, постепенная (недерективная) передача ответственности за его поступки. Все это должно стать базисом Ваших обсуждений с сыном тем пищевого поведения.

У Вас есть вопрос к юристу или психологу? Обратиться за бесплатной консультацией эксперта можно по почте help@wuor.ru



Поделиться:
Хартия солидарности за возрождение, сохранение и защиту традиционных семейных ценностей